18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей семьи Рерихов появится в составе Музея Востока

Фото: Виктор Великжанин /ТАСС
Фото: Виктор Великжанин /ТАСС

Музей семьи Рерихов откроется в Малом Знаменском переулке в Москве в усадьбе Лопухиных, которую до передачи в декабре 2015 года Государственному музею искусства народов Востока занимала общественная организация «Международный центр Рерихов» (МЦР). Об этом рассказал директор Музея Востока Александр Седов, представляя концепцию нового музея на коллегии в Министерстве культуры РФ.

По его словам, основой коллекции станет та часть наследия Николая и Святослава Рерихов, которая в настоящее время закреплена за Музеем Востока. В постоянную экспозицию войдут картины, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства. На новое место предполагается перенести и мемориальный кабинет Николая Рериха, ныне располагающийся в Музее Востока. Собрание нового музея планируется дополнить вещами, которыми несколько десятилетий распоряжался МЦР, назвавшийся правопреемником Советского фонда Рерихов (СФР): его в 1989 году создал Святослав Рерих и завещал фонду более 400 картин отца.

Вообще наследие Рерихов делили не одно десятилетие, и создание нового музея может поставить точку в непросто складывавшихся взаимоотношениях МЦР и Музея Востока. В 2001 году в суде МЦР пытался добиться передачи ему картин из Музея Востока, которые Святослав Рерих привез в СССР и передал советскому Министерству культуры (с 1993 года они находятся в оперативном управлении Музея Востока), но безуспешно. Взаимные обвинения длились много лет, пока в июне 2014 года Мосгорсуд не вынес окончательное решение: МЦР не является правопреемником СФР и его претензии к Музею Востока не имеют правовых оснований. Общественная организация к этому времени лишилась своего основного спонсора — экс-председателя правления «Мастер-банка» Бориса Булочника, против которого возбудили уголовное дело, а сам он находится в международном розыске. Таким образом, МЦР остался без основной финансовой поддержки и не смог в полном объеме оплачивать содержание памятника архитектуры, который в конечном итоге Москва передала в федеральное ведение.

Как рассказал на коллегии Седов, сейчас продолжаются «интенсивные переговоры о возможностях и условиях интеграции коллектива МЦР в состав создаваемого Музея семьи Рерихов». В свою очередь, вице-президент МЦР Александр Стеценко говорил, что они готовы сотрудничать с Министерством культуры и новой музейной структурой с условием признания за ними права на принадлежавшую СФР часть наследия Рерихов.

Создание филиала Музея Востока потребует усиления кадрового состава — к уже работающим в отделе наследия Рерихов музейщикам могут добавиться специалисты по выставочной деятельности и маркетингу. «Административно-хозяйственная деятельность в управлении имущественным комплексом создаваемого музея будет осуществляться существующими структурами Музея Востока при определенном увлечении численности штата», — рассказал Седов.

Дополнительные расходы на работу филиала: содержание, оплату коммунальных услуг и охрану — ориентировочно составляют 36 млн руб. в год. Помимо субсидий на выполнение государственного задания, финансирование будет осуществляться за счет внебюджетных доходов и спонсорских средств.

В настоящее время сроки открытия Музея семьи Рерихов не называются, однако уже известно, что усадьбу Лопухиных могут включить в план музейного квартала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+