18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей семьи Рерихов появится в составе Музея Востока

Музей семьи Рерихов откроется в Малом Знаменском переулке в Москве в усадьбе Лопухиных, которую до передачи в декабре 2015 года Государственному музею искусства народов Востока занимала общественная организация «Международный центр Рерихов» (МЦР). Об этом рассказал директор Музея Востока Александр Седов, представляя концепцию нового музея на коллегии в Министерстве культуры РФ.

По его словам, основой коллекции станет та часть наследия Николая и Святослава Рерихов, которая в настоящее время закреплена за Музеем Востока. В постоянную экспозицию войдут картины, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства. На новое место предполагается перенести и мемориальный кабинет Николая Рериха, ныне располагающийся в Музее Востока. Собрание нового музея планируется дополнить вещами, которыми несколько десятилетий распоряжался МЦР, назвавшийся правопреемником Советского фонда Рерихов (СФР): его в 1989 году создал Святослав Рерих и завещал фонду более 400 картин отца.

Вообще наследие Рерихов делили не одно десятилетие, и создание нового музея может поставить точку в непросто складывавшихся взаимоотношениях МЦР и Музея Востока. В 2001 году в суде МЦР пытался добиться передачи ему картин из Музея Востока, которые Святослав Рерих привез в СССР и передал советскому Министерству культуры (с 1993 года они находятся в оперативном управлении Музея Востока), но безуспешно. Взаимные обвинения длились много лет, пока в июне 2014 года Мосгорсуд не вынес окончательное решение: МЦР не является правопреемником СФР и его претензии к Музею Востока не имеют правовых оснований. Общественная организация к этому времени лишилась своего основного спонсора — экс-председателя правления «Мастер-банка» Бориса Булочника, против которого возбудили уголовное дело, а сам он находится в международном розыске. Таким образом, МЦР остался без основной финансовой поддержки и не смог в полном объеме оплачивать содержание памятника архитектуры, который в конечном итоге Москва передала в федеральное ведение.

Как рассказал на коллегии Седов, сейчас продолжаются «интенсивные переговоры о возможностях и условиях интеграции коллектива МЦР в состав создаваемого Музея семьи Рерихов». В свою очередь, вице-президент МЦР Александр Стеценко говорил, что они готовы сотрудничать с Министерством культуры и новой музейной структурой с условием признания за ними права на принадлежавшую СФР часть наследия Рерихов.

Создание филиала Музея Востока потребует усиления кадрового состава — к уже работающим в отделе наследия Рерихов музейщикам могут добавиться специалисты по выставочной деятельности и маркетингу. «Административно-хозяйственная деятельность в управлении имущественным комплексом создаваемого музея будет осуществляться существующими структурами Музея Востока при определенном увлечении численности штата», — рассказал Седов.

Дополнительные расходы на работу филиала: содержание, оплату коммунальных услуг и охрану — ориентировочно составляют 36 млн руб. в год. Помимо субсидий на выполнение государственного задания, финансирование будет осуществляться за счет внебюджетных доходов и спонсорских средств.

В настоящее время сроки открытия Музея семьи Рерихов не называются, однако уже известно, что усадьбу Лопухиных могут включить в план музейного квартала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+