Музей семьи Рерихов появится в составе Музея Востока

Фото: Виктор Великжанин /ТАСС
Фото: Виктор Великжанин /ТАСС

Музей семьи Рерихов откроется в Малом Знаменском переулке в Москве в усадьбе Лопухиных, которую до передачи в декабре 2015 года Государственному музею искусства народов Востока занимала общественная организация «Международный центр Рерихов» (МЦР). Об этом рассказал директор Музея Востока Александр Седов, представляя концепцию нового музея на коллегии в Министерстве культуры РФ.

По его словам, основой коллекции станет та часть наследия Николая и Святослава Рерихов, которая в настоящее время закреплена за Музеем Востока. В постоянную экспозицию войдут картины, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства. На новое место предполагается перенести и мемориальный кабинет Николая Рериха, ныне располагающийся в Музее Востока. Собрание нового музея планируется дополнить вещами, которыми несколько десятилетий распоряжался МЦР, назвавшийся правопреемником Советского фонда Рерихов (СФР): его в 1989 году создал Святослав Рерих и завещал фонду более 400 картин отца.

Вообще наследие Рерихов делили не одно десятилетие, и создание нового музея может поставить точку в непросто складывавшихся взаимоотношениях МЦР и Музея Востока. В 2001 году в суде МЦР пытался добиться передачи ему картин из Музея Востока, которые Святослав Рерих привез в СССР и передал советскому Министерству культуры (с 1993 года они находятся в оперативном управлении Музея Востока), но безуспешно. Взаимные обвинения длились много лет, пока в июне 2014 года Мосгорсуд не вынес окончательное решение: МЦР не является правопреемником СФР и его претензии к Музею Востока не имеют правовых оснований. Общественная организация к этому времени лишилась своего основного спонсора — экс-председателя правления «Мастер-банка» Бориса Булочника, против которого возбудили уголовное дело, а сам он находится в международном розыске. Таким образом, МЦР остался без основной финансовой поддержки и не смог в полном объеме оплачивать содержание памятника архитектуры, который в конечном итоге Москва передала в федеральное ведение.

Как рассказал на коллегии Седов, сейчас продолжаются «интенсивные переговоры о возможностях и условиях интеграции коллектива МЦР в состав создаваемого Музея семьи Рерихов». В свою очередь, вице-президент МЦР Александр Стеценко говорил, что они готовы сотрудничать с Министерством культуры и новой музейной структурой с условием признания за ними права на принадлежавшую СФР часть наследия Рерихов.

Создание филиала Музея Востока потребует усиления кадрового состава — к уже работающим в отделе наследия Рерихов музейщикам могут добавиться специалисты по выставочной деятельности и маркетингу. «Административно-хозяйственная деятельность в управлении имущественным комплексом создаваемого музея будет осуществляться существующими структурами Музея Востока при определенном увлечении численности штата», — рассказал Седов.

Дополнительные расходы на работу филиала: содержание, оплату коммунальных услуг и охрану — ориентировочно составляют 36 млн руб. в год. Помимо субсидий на выполнение государственного задания, финансирование будет осуществляться за счет внебюджетных доходов и спонсорских средств.

В настоящее время сроки открытия Музея семьи Рерихов не называются, однако уже известно, что усадьбу Лопухиных могут включить в план музейного квартала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+