18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость

№73
Материал из газеты

Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение

Посылая российским музеям при подготовке рейтинга приглашение поделиться статистикой, мы на сей раз включили в него дополнительные вопросы: «Что предпринимается вашим музеем для повышения посещаемости? Какие методы в этой сфере представляются вам эффективными?» Далеко не все институции сочли нужным на них ответить. А среди тех, кто ответил, опять же не все прислали обстоятельные комментарии. Тем не менее даже фрагменты пазла могут дать некоторое представление о картине в целом.

Чаще всего музейщики упоминают активность в соцсетях. Этот рецепт очевиден, но уже отнюдь не нов. Сегодня, пожалуй, существенным становится не сам по себе факт информирования аудитории через интернет, а тактика поддержания долговременного диалога с ней. В том числе при участии «микроинфлюенсеров», то есть дружественных блогеров со своим кругом почитателей. Отсюда, кстати, недалеко до сарафанного радио — методики, которая фигурирует в ряде ответов из музеев. А «сарафан» — это уже не одни лишь соцсети, тут могут срабатывать хоть телефонные рекомендации, хоть разговоры на кухне. Словом, один из важнейших трендов — деликатно формировать и привязывать к себе незримыми нитями лояльную аудиторию, равно в онлайне и в офлайне. Что любопытно, уже второй год наш рейтинг самых активных в соцсетях российских музеев мало совпадает с рейтингом самых посещаемых. Это доказывает ставшую трюизмом истину: сегодня, в эпоху Facebook и wi-fi, ходить в музей можно и не вставая с дивана.

Никто, конечно, не умаляет роль и музейного хайпа, хотя само это слово, что характерно, в ответах не встречается. Респонденты предпочитают говорить о «полномасштабных пиар-кампаниях к каждой выставке» или «активном продвижении выставок», но сверхзадача тут понятна: в идеале всем бы хотелось периодически реализовывать некие хитовые проекты, которые бы обладали ажиотажной привлекательностью и служили локомотивом для музея в целом. Удается такое, увы, не всем. 

И все же набор инструментов для возгонки посещаемости, чтобы не делать ставку только на блокбастеры, многообразен. Даже вокруг рутинной постоянной экспозиции можно создать условия, при которых посетительский ручеек неуклонно бы ширился. Удобный для клиентов график работы, онлайн-продажа билетов, система скидок по картам лояльности, аудиогиды и мобильные приложения, культивация принципа «всей семьей целый день в музее», специальные тарифы для тур­операторов — это далеко не все из перечня. В начале обзора мы упоминали устойчивую моду на образовательные программы, а ведь у них бывают бесчисленные особенности и оттенки. А еще праздники, фестивали, блошиные рынки и концерты на свежем воздухе — разумеется, там, где для этого в принципе существуют условия. 

В ряде институций в ходу излюбленные, фирменные рецепты. Скажем, Приморский государственный объединенный музей им. В.К.Арсеньева во Владивостоке любит и умеет делать выездные выставки в местном аэропорту, а Пермская государственная художественная галерея придумывает партнерские проекты с городскими театрами. Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова сосредоточен на рационализации ландшафтных маршрутов, чтобы посетителям не приходилось толпиться в камерных пространствах усадьбы. А Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде вообще изобрел экспериментальную теорию по персонализации зрителя, которую там окрестили «бирюзовым пиаром». Чтобы не переврать, не станем расшифровывать. Если интересно, спросите у них сами. 

Методология
• • • 
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости музеев.
• • • 
Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
 • • • 
При составлении рейтинга самых посещаемых выставок — 2018 мы учитывали и те, что завершились в начале 2019 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.  

Самые посещаемые художественные музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-20

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев. Все музеи указаны с филиалами, если таковые есть.

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-10

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий). 

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек. При подготовке рейтинга были использованы новая методология подсчета и дополнительные источники информации, что делает невозможным сравнение с прошлогодними показателями.

Самые посещаемые парковые комплексы, ландшафтные, историко-архитектурные музеи, кремли. Топ-25

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев.

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-10

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий). 

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек. При подготовке рейтинга были использованы новая методология подсчета и дополнительные источники информации, что делает невозможным сравнение с прошлогодними показателями.

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи. Топ-15

* Без учета посещений выставок музея в зоне свободного доступа Ельцин Центра.

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий).

Самые посещаемые тематические музеи России. Топ-10

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев.

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек.

Рейтинг подготовили: Алексей Алексеев, Роман Бар, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Светлана Янкина

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+