Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны

Очередь на выставку «Сокровища музеев России» в московском Манеже. Фото: Выставка «Сокровища музеев России»
Очередь на выставку «Сокровища музеев России» в московском Манеже.
Фото: Выставка «Сокровища музеев России»

В прошлом году наш обзор, посвященный рейтингу популярности оте­чественных музеев, назывался «И вновь продолжается бум». Для нынешнего обзора заголовок впору было оставить таким же или даже его усилить — «Бум превосходит самые смелые ожидания». Если за 2017 год общее число музейных посетителей в стране составило 125 млн, то в 2018-м, по данным Министерства культуры РФ, их насчитывалось уже свыше 154 млн. Рост происходил преимущественно за счет регионов, хотя в Москве и Санкт-Петербурге посещаемость тоже повысилась, пусть не везде радикально. Доля Москвы в общероссийской статистике традиционно велика (столичный департамент культуры сообщает о 23 млн посетителей городских музеев за 2018 год), однако сейчас нельзя говорить о какой-то драматичной диспропорции между центром и остальными регионами страны.

Напрашивается вывод, что перед нами следствие все того же тренда на развитие внутреннего туризма, который актуален уже не первый год. Нельзя также сбрасывать со счетов и «пиковую нагрузку», выпавшую на период проведения в России чемпионата мира по футболу. Помимо столиц, туристическое нашествие прошлым летом пережили еще девять городов в европейской части страны, что не могло не сказаться на посещаемости региональных учреждений культуры: у любого заезжего болельщика всегда найдутся еще какие-нибудь интересы, помимо спортивных состязаний.

«Афганская девочка» (1984) Стива Маккари в Московском музее современного искусства. Фото: MMОMA
«Афганская девочка» (1984) Стива Маккари в Московском музее современного искусства.
Фото: MMОMA

Свою лепту в статистику вносят и дни бесплатного посещения, которых за год набирается немало, включая популярные акции вроде «Дней культурного наследия», «Ночи в музее» или «Библионочи». Более того, эта практика постепенно расширяется. Например, в Москве в минувшем апреле впервые была опробована акция под названием «Музейная неделя», которую обещают сделать регулярной. Возможностей для бесплатного входа в культурные институции становится все больше, и публика ими охотно пользуется.

«Аэропорт» (1961) Георгия Нисского на выставке в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) в Москве. Фото: ИРРИ
«Аэропорт» (1961) Георгия Нисского на выставке в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) в Москве.
Фото: ИРРИ

Впрочем, никакой самотек, хоть ситуативно-ажиотажный, хоть равномерно распределенный по календарю, не даст устойчивого прироста посещаемости, если музейщики будут просто сидеть на вверенных им фондах и следить лишь за соблюдением исконного распорядка. Энтузиазм потенциальной аудитории может нарастать по многим причинам, включая глобальные тренды, но канализируется он, как правило, в обстоятельствах «здесь и сейчас». Чем богаче и доступнее выбор сценариев для культурного досуга, тем разборчивее и даже капризнее становится «потребитель». В больших городах, тем более в мегаполисах, музеи конкурируют между собой — но одновременно еще и со всем спектром предлагаемых здесь развлечений. Отсюда почти повсеместное уже разнообразие форм и методов работы, берущихся на вооружение, а также гибкость и изобретательность в вопросах пиара. Сегодняшний посетитель приходит в музей не только для знакомства с постоянной экспозицией или нашумевшей временной выставкой, но и на лекцию, мастер-класс, презентацию книги, кинопоказ или детский квест.

В экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
В экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

«Такие высокие показатели — зримый результат модернизации музейного дела, которая ведется с 2012 года и заключается в превращении музеев из хранилищ артефактов в культурно-просветительские интерактивные пространства», — констатирует директор департамента музеев Министерства культуры России Владислав Кононов. Это учтено и в нынешнем рейтинге The Art Newspaper Russia: публикуемая статистика по музеям в целом включает в себя участников образовательных и прочих сопутствующих программ.

Колода тасуется, но не слишком причудливо

Рейтинг наиболее посещаемых художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга традиционно самый стабильный. Большая тройка — Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея — и в 2018 году осталась большой тройкой, сохранив свои места. За год в этих трех музеях побывало почти 10 млн человек (4 374 600, 2 192 200 и 2 168 800). Успехом года можно назвать показатели Мультимедиа Арт Музея, Москва, поднявшегося с восьмого места на четвертое (1 974 400). Существенный прирост числа посетителей зафиксирован в Еврейском музее и центре толерантности, а также в Государственном музее искусства народов Востока: эти институции поднялись в чарте на четыре и пять строчек соответственно.

В экспозиции «Владыки Океана». Фото: Музеи Московкого Кремля
В экспозиции «Владыки Океана».
Фото: Музеи Московкого Кремля

В рейтинге самых посещаемых парковых комплексов, кремлей и других «музеев с территорией» произошли небольшие перестановки в связи с тем, что мы перенесли музеи военно-патриотической тематики в другую таблицу — тематических музеев, включающих естественно-научные, технические, музыкальные и театральные. Кроме того, сам рейтинг «музеев с территорией» вырос с 20 до 25 участников. Возглавил его Государственный музей-заповедник «Петергоф» с 5,714 млн посетителей, что на 400 с лишним тысяч человек больше, чем годом ранее. По 100–200 тыс. посетителей прибавили и многие другие фигуранты этого рейтинга.

В рейтинге краеведческих и культурно-исторических музеев первую строку занимает Национальный музей Республики Татарстан. Казань вполне может претендовать на звание третьей культурной столицы России. И 652 200 посетителей за год — очень хорошая и по московским, и по питерским меркам посещаемость.

На выставке «Василий Верещагин» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
На выставке «Василий Верещагин» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В рейтинге литературных и мемориальных музеев есть своя большая тройка. Это два пушкинских музея (в Михайловском и в Санкт-Петербурге с городом Пушкин, 455 900 и 405 400 человек) и один есенинский (в Константинове, 405 900). В 2018 году на первую строчку рейтинга вышел музей в Михайловском. А наибольшего прогресса за год добился Государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас», поднявшийся с восьмого места на четвертое за счет полуторакратного увеличения потока посетителей (до 381 200 человек).

Музей «Новый Иерусалим» ныне, после передачи архитектурных памятников Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю, перестал быть «музеем с территорией», поэтому мы приняли решение перенести Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» в рейтинг региональных художественных музеев, где он немедленно оказался на первом месте (373 400 человек). И это неудивительно: музей близко от Москвы, и популярность монастыря явно помогает и ему. Прошлогодний лидер, Музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске, опустился на вторую строчку таблицы.

В экспозиции выставки «"Не верь глазам своим". Обманки в искусстве» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
В экспозиции выставки «"Не верь глазам своим". Обманки в искусстве» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

В нашем новом рейтинге тематических музеев, которые нельзя отнести ни к художественным, ни к литературным, ни к историко-краеведческим, первые две позиции заняли военно-патриотические музеи в Волгограде и Севастополе с семизначным числом посетителей у каждого (2 721 600 и 1 161 800 человек). Близко к миллиону подошли также Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (Музей Победы) в Москве и Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге. Впрочем, в топ-10 оказались и естественно-научные музеи — Дарвиновский в Москве и Кунсткамера в Петербурге (615 400 и 594 300 посетителей).

Импорт в соревновании с импортозамещением

При ранжировании популярности выставок мы традиционно ограничиваем участие каждого музея тремя позициями (для столичного рейтинга) или одной позицией (для регионального). На показатели посещаемости сильно влияют такие факторы, как цена и наличие или отсутствие общего билета, дающего право посетить выставку вместе с основной экспозицией. Причем вопрос бесплатного входа и комбинированных билетов касается только столиц. На самые популярные художественные выставки в регионах можно было попасть, лишь купив отдельный билет. Рейтинг этих выставок возглавила экспозиция в самом посещаемом региональном художественном музее — «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» в МВК «Новый Иерусалим» (718 ч/д).

«Сидящий Спаситель» в экспозиции Пермской государственной художественной галереи. Фото: Пермская государственная художественная галерея
«Сидящий Спаситель» в экспозиции Пермской государственной художественной галереи.
Фото: Пермская государственная художественная галерея

А рейтинг столичных выставок возглавил бесплатный блокбастер «Сокровища музеев России», состоявшийся в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства» (11 186 ч/д). Три самые популярные выставки в Эрмитаже, занявшие строчки со второй по четвертую, можно было посетить как по отдельному, так и по общему билету. И здесь невозможно отличить тех, кто просто пришел в музей, от тех, кто шел именно на выставку. В том числе по общему билету была доступна единственная в рейтинге выставка с числом посетителей более 1 млн — «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции в Эрмитаже». Но тут ее популярность подкрепляется и огромным успехом в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Если же брать в расчет только те показы, куда можно было попасть исключительно по отдельному билету, то главной в 2018 году следует назвать «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера», организованную петербургским Музеем Фаберже и показанную в зале Музейно-выставочного объединения «Манеж» в Москве, хотя в рейтинге она занимает лишь пятую строчку (5489 ч/д). Раскрученность фигуры Фриды Кало, качественные сувениры и остроумный маркетинг с элементами карнавала — все это сработало, и выставка частного музея ухитрилась обогнать по популярности самые громкие хиты музеев государственных: и «Василия Верещагина» в Третьяковке (2809 ч/д), и «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в ГМИИ (2660 ч/д). 

Инсталляция Николая Копейкина на выставке «Карл Маркс навсегда?» в Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Инсталляция Николая Копейкина на выставке «Карл Маркс навсегда?» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Куда дальше?

Количество прошлогодних музейных посещений значительно превысило численность всего населения Российской Федерации (по оценке Росстата, на 1 января 2019 года нас насчитывалось 146 781 095 человек). Однако это лишь риторическое сопоставление двух чисел. Даже если умозрительно вынести за скобки иностранных подданных, чья доля в общем потоке доподлинно не известна, то все равно понятно: речь не идет о тотальном паломничестве в музеи всех наших сограждан — поголовно, от мала до велика. Всегда были и будут разные категории населения, которые требуют выявления и описания. Кто-то бывает в музеях часто, кто-то — от силы пару раз за год, а кто-то вообще никогда. Разумная дифференциация подходов позволяет работать со всеми этими категориями — даже с последней, как ни парадоксально. Так что потенциал роста никакими уже достигнутыми рекордными показателями не исчерпывается. В то же время количественный рост аудитории не всегда коррелирует с качеством музейных событий. Но их оценка не является задачей нашего рейтинга.

На выставке «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера» в московском Манеже. Фото: Алесандр Демьянчук/ТАСС
На выставке «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера» в московском Манеже.
Фото: Алесандр Демьянчук/ТАСС

Методология
• • • 
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости музеев.
• • • 
Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
 • • • 
При составлении рейтинга самых посещаемых выставок — 2018 мы учитывали и те, что завершились в начале 2019 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.  

Курильница в форме утки (Цзиндэчжэнь, династия Мин, период Чэнхуа, XV в.) с выставки Династия Мин: сияние ученостив Музеях Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Курильница в форме утки (Цзиндэчжэнь, династия Мин, период Чэнхуа, XV в.) с выставки Династия Мин: сияние ученостив Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Самые посещаемые выставки Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-50

* Бесплатный вход на выставку.
** Вход на выставку по общему билету в музей.
*** Вход на выставку по общему и по отдельному билету (для Государственного Эрмитажа — вечернее время с 11 декабря 2018 по 9 марта 2019).
**** Организатор — Музей Фаберже.
***** Организатор — ГМП «Исаакиевский собор».

Источник: сведения музеев.

«Портрет Сиджизмондо Малатесты» (1450) Пьеро делла Франческа из Лувра на выставке в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Фото: Louvre Museum
«Портрет Сиджизмондо Малатесты» (1450) Пьеро делла Франческа из Лувра на выставке в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Фото: Louvre Museum

Самые посещаемые художественные выставки в регионах. Топ-10

* Вход на выставку по общему и по отдельному билету.
** Вход на выставку по общему билету.
В рейтинге каждая площадка представлена не более чем одной экспозицией.

Источник: сведения музеев.

Рейтинг подготовили: Алексей Алексеев, Роман Бар, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Светлана Янкина

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+