18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг музеев – 2019: мода как формула успеха

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

Метрополитен-музей возглавил выставочный рейтинг по итогам 2018 года, смешав религию и высокую моду, а Бейонсе, Джей Зи и Делакруа помогли сделать Лувр самым популярным музеем мира

«Вертолет» Жоаны Вашконселуш на выставке «Я твое зеркало» в Музее Гуггенхайма в Бильбао. Фото: Guggenheim
«Вертолет» Жоаны Вашконселуш на выставке «Я твое зеркало» в Музее Гуггенхайма в Бильбао.
Фото: Guggenheim

Метрополитен-музей не оказывался на вершине списка самых посещаемых выставок уже почти 20 лет, с 2001 года, когда он стал лидером благодаря экспозиции Яна Вермеера и делфтской школы. Теперь американский музей триумфально вернулся в топ, причем не с одной, а сразу с двумя самыми популярными выставками 2018 года. «Божественные тела. Мода и католическое воображение» с оригинальным коктейлем из высокой моды и религиозного искусства, в том числе 42 предметов из ризницы Сикстинской капеллы, посмотрело почти 1,7 млн человек (10 919 человек в день, далее — ч/д). Она побила предыдущий рекорд Метрополитен-музея в почти 1,4 млн посетителей, который установила в 1978 году выставка «Сокровища Тутанхамона». Другим блокбастером Метрополитен, занявшим вторую строчку нашего рейтинга, стала «Микеланджело. Божественный рисовальщик и дизайнер» (7893 ч/д), в которую вошло более 100 рисунков мастера, а также идеальная для публикации в Instagram цифровая реплика потолка Сикстинской капеллы.

«Человек. Потребность. Желание» (1983) Брюса Наумана на выставке «Быть современным. МоМА в Париже» в Фонде Louis Vuitton. Фото: MoMA
«Человек. Потребность. Желание» (1983) Брюса Наумана на выставке «Быть современным. МоМА в Париже» в Фонде Louis Vuitton.
Фото: MoMA

Первую тройку замыкает Смитсоновский музей американского искусства с бесплатной выставкой разноцветных инсталляций корейского художника До Хо Су. Полюбившаяся пользователям Instagram иммерсивная экспозиция тканевых скульптур привлекала по 7853 посетителя в день. Таким образом, все три верхние строчки рейтинга заняли американские музеи.
Пять из десяти самых популярных выставок 2018 года, в том числе полностью составленные из экспонатов зарубежных музеев, прошли в Шанхайском музее, знаменитом своими просторными залами. Выставка шедевров из коллекции лондонского музея Тейт Бритен привлекала по 7126 посетителей в день (всего почти 618 000), благодаря чему она не только заняла четвертую строчку, но и стала самой посещаемой в истории британской институции (хоть и на расстоянии 9 тыс. км от Лондона). Кроме того, китайский музей привез из Государственной Третьяковской галереи живопись русских реалистов XIX века. Посмотреть на «Передвижников» ежедневно приходило по 6666 человек (всего 458 035). 

Фрагмент инсталляции До Хо Су «Почти дома» в Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне. Фото: SAAM
Фрагмент инсталляции До Хо Су «Почти дома» в Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне.
Фото: SAAM

Решение нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) на время реконструкции своего здания отправить произведения из собственной коллекции за рубеж сыграло на руку Фонду Louis Vuitton в Париже и Национальной галерее Виктории в Мельбурне. Посещаемость выставок МоМА во французском и австралийском музеях составила 5171 и 3312 человек в день соответственно.

Одежда — ключ к успеху

Ошеломительный успех выставки «Божественные тела» в Метрополитен-музее отражает исключительный интерес публики к экспозициям о моде. Выставки Института костюма при Метрополитен-музее традиционно занимают высокие места в нашем рейтинге, в том числе показ Александра Маккуина в 2011 году (8025 ч/д), а такие институции, как Музей декоративного искусства в Париже и Музей Виктории и Альберта (V&A) в Лондоне, регулярно обращаются к теме моды. Так, самая популярная в 2018 году выставка V&A была посвящена гардеробу экстравагантной мексиканской художницы Фриды Кало (1823 ч/д), а сроки нынешней выставки платьев Dior музей решил продлить на семь недель, потому что уже через 20 дней после ее открытия оказалось, что все билеты распроданы (она вой­дет в наш рейтинг за 2019 год).

«Бешеный пес» Олега Кулика на выставке «Художественный бунт. Постсоветский акционизм» в Галерее Саатчи в Лондоне. Фото: Saatchi Gallery
«Бешеный пес» Олега Кулика на выставке «Художественный бунт. Постсоветский акционизм» в Галерее Саатчи в Лондоне.
Фото: Saatchi Gallery

Еще одним доказательством одержимости модой служит «Вещи. Современна ли мода?» в МоМА, посвященная роли таких знаковых предметов одежды, как джинсы Levi’s или маленькое черное платье. Она стала первой с 1944 года выставкой о моде в этом музее и самой посещаемой в 2018 году (4987 ч/д). В мадридском Музее Тиссен-Борнемиса третья по популярности выставка — тоже о моде: «Соролья и мода» (1418 ч/д), на которой портреты испанского художника Хоакина Сорольи (1863–1923) соседствовали с одеждой соответствующего периода. А лондонское Собрание Уоллеса собирается капитализировать увлечение публики модой в новой экспозиции, посвященной обувному дизайнеру Маноло Бланику, открытие которой намечено на июнь.

Клип Бейонсе помог Лувру

Лувр в 2018 году не только побил рекорд суммарной посещаемости, но и провел самую популярную в своей истории выставку. С 10,2 млн посетителей 226-летняя институция уверенно удерживает титул самого посещаемого музея в нашем рейтинге. За четыре месяца его большую выставку французского живописца-романтика XIX века Эжена Делакруа успело посетить 540 тыс. человек (5431 ч/д). Лувр связывает рост общей посещаемости на 26% по сравнению с предыдущим годом с тремя факторами: привлекательностью Делакруа, популярностью клипа Бейонсе и Джей Зи Apeshit, снятого в парижском музее на фоне самых популярных экспонатов вроде «Моны Лизы», а также с ростом количества зарубежных туристов, поток которых заметно поредел после террористических актов 2015 года. Немного выросла и общая посещаемость парижских Центра Помпиду и Музея Орсе — на 180 тыс. и 108 тыс. человек соответственно.

«Мао Цзэдун. Красная решетка No 2» Ван Гуаньи на выставке «Искусство и Китай после 1989 года» в Музее Гуггенхайма в Бильбао Фото: Guggenheim
«Мао Цзэдун. Красная решетка No 2» Ван Гуаньи на выставке «Искусство и Китай после 1989 года» в Музее Гуггенхайма в Бильбао
Фото: Guggenheim

Предыдущий рекорд посещаемости (9,7 млн) Лувр установил в 2012 году благодаря выставкам Леонардо да Винчи и Рафаэля. В октябре этого года в музее открывается новая выставка Леонардо, приуроченная к 500-летию со дня смерти итальянского мастера, и она явно составит Делакруа серьезную конкуренцию. Тем временем Лувр — Абу-Даби, работающий с ноября 2017 года, сообщает, что в прошлом году его посетило около 1 млн человек.

Национальный музей Китая в Пекине, впервые появившийся в нашем рейтинге за 2017 год, удерживает вторую строчку с общим числом посетителей в 8,6 млн — на 550 тыс. больше, чем в предыдущем году. Метрополитен-музей снова занял третью строчку с почти 7 млн посетителей. На четвертом месте Музеи Ватикана, годовая посещаемость которых по сравнению с 2017 годом выросла на 330 тыс. человек (6,8 млн).

Экспозиция выставки «Гоген. Алхимик» в Гран-пале в Париже. Фото: RMN Grand Palais
Экспозиция выставки «Гоген. Алхимик» в Гран-пале в Париже.
Фото: RMN Grand Palais

Винни-Пух против Пикассо

Дружеское, но острое соперничество между тремя самыми посещаемыми музеями Великобритании — Британским музеем, Национальной галереей и Тейт Модерн — продолжается. За прошедшее десятилетие Британский музей девять раз оказывался самым посещаемым музеем Соединенного Королевства, но в 2018 году уступил лидерство Тейт Модерн, которому удалось привлечь почти 5,9 млн человек. Британский музей опустился на шестую строчку мирового рейтинга, в то время как Тейт Модерн поднялся на пятую, и переместиться ему, бесспорно, помогла нашумевшая выставка «Пикассо-1932. Любовь, слава, трагедия» (ее смотрели по 2,8 тыс. ч/д), построенная вокруг событий и работ одного продуктивного года в жизни художника. После тревожного снижения посещаемости главных государственных музеев Великобритании в предыдущем году в 2018-м общие показатели стабилизировались, но по-прежнему остаются на 5% ниже рекордного 2014 года.

Несмотря ни на что, Музею Виктории и Альберта в 2018 году удалось установить новый рекорд в почти 4 млн посетителей. Что же касается среднего количества в день, то вторая по популярности после гардероба Фриды Кало выставка V&A может показаться несколько неожиданной, особенно учитывая присутствие в его программе экспозиции, посвященной испанскому модному дому Balenciaga. «Мультисенсорная и веселая» выставка о Винни-Пухе ежедневно привлекала в среднем на 160 человек больше (1181 ч/д), чем творчество покойного дизайнера (1021 ч/д).

Платье дизайнеров Viktor & Rolf на выставке «Божественные тела» в Метрополитен-музеев Нью-Йорке. Фото: THE MET
Платье дизайнеров Viktor & Rolf на выставке «Божественные тела» в Метрополитен-музеев Нью-Йорке.
Фото: THE MET

Но приз за прорыв года среди британских музеев в 2018-м, безусловно, заслужила Королевская академия художеств, которая произвела фурор своим новым пространством, подготовленным к 250-летию. После реконструкции по проекту Дэвида Чипперфилда не только значительно увеличилась площадь музея, но и впервые в его истории появилось пространство под бесплатную постоянную экспозицию. Открытие состоялось во время проведения популярной ежегодной Летней выставки академии с художником Грейсоном Перри в качестве приглашенного куратора — посмотреть на нее приходило 4296 человек в день (всего 296 442). В числе других заметных выставок Королевской академии — показ произведений старых мастеров из коллекции Карла I (3250 ч/д) и искусства Океании (1857 ч/д). В 2018 году Королевская академия привлекла рекордное число посетителей — почти 1,6 млн против миллиона с небольшим в 2017 году.

В США новые портреты бывшего президента Барака Обамы и его супруги Мишель кисти Кьянде Уайли и Эми Шералд помогли увеличить общее число посетителей вашингтонской Национальной портретной галереи более чем на миллион, до 2,3 млн. Тем временем в Японии благодаря Винсенту ван Гогу, Баухаусу и японским художникам ХХ века Хигасияме Кайи, Ёкояме Тайкану и Фудзите Цугухару (Леонару Фужите) посещаемость Национального музея современного искусства в Киото выросла более чем втрое по сравнению с 2017 годом (около 300 тыс. человек) и достигла 1,1 млн. Однако самой популярной выставкой в стране по-прежнему остается показ предметов из сокровищницы Сёсоин при храме Тодай-дзи в Наре. Семидесятая ежегодная демонстрация артефактов привлекала по 16 707 посетителей-паломников в день, однако из-за их религиозного характера выставка является уникальной и не вошла в наш рейтинг.


Методология
• • • 
Среднее количество посетителей в день (ч/д) рассчитывается автоматически базой данных. Вычисляется количество дней, в течение которых выставка была открыта, с учетом непредвиденных закрытий, а затем общая цифра посещения делится на количество дней.
• • • 
Все данные предоставлены музеями и галереями.
• • • 
Некоторые музеи предлагают несколько выставок по одному билету — они показаны как одно посещение.
• • • 
Выставки, которые были бесплатными для посещения, будь то весь музей или отдельная экспозиция, отмечены звездочкой (*).

На выставке «Рафаэль» в Альбертине в Вене. Фото: Mario Kiesenhofer
На выставке «Рафаэль» в Альбертине в Вене.
Фото: Mario Kiesenhofer

Самые посещаемые художественные выставки мира. Топ-50

* Звездочкой отмечен бесплатный вход на выставку и в музей.
† Включая Метрополитен-Клойстерс.

Фотография Николаса Мюрея «Фрида Кало в синей блузе» (1939) на выставке «Создавая свой образ» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Фото: V&A
Фотография Николаса Мюрея «Фрида Кало в синей блузе» (1939) на выставке «Создавая свой образ» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Фото: V&A

Самые посещаемые художественные музеи мира. Топ-50

* Без учета посещаемости филиала Метрополитен-Бройер (398 922 человека), но с учетом посещаемости Клойстерс.

** Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. Мы разделили разные площадки, чтобы получить более точные данные посещаемости каждой из них. Дополнительные площадки и общие показатели посещаемости таковы: Национальная галерея Виктории (Австралийская национальная галерея Виктории — 634 660; общая посещаемость — 3 200 134); Национальные галереи Шотландии (Национальная галерея современного искусства Шотландии — 569 937; Национальная портретная галерея Шотландии — 358 312; общая посещаемость — 2 667 377); Центр Гетти (Вилла Гетти — 431 864; общая посещаемость — 1 941 060).

Рейтинг подготовили Валентина Бин, Анна Мусини, Ванесса Тилл

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+