18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Жан Нувель: «Роза пустыни катарского музея цветет вопреки всему»

Мы поговорили с французским архитектором о том, как возник образ новой катарской достопримечательности, и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы над этим грандиозным проектом

Национальный музей Катара Жан Нувель спроектировал вокруг небольшого дворца, возведенного для семьи шейха аль-Тани в начале ХХ века, «когда Доха была маленьким городком». Как рассказал архитектор в интервью The Art Newspaper в своей парижской мастерской, даже несмотря на то, что сегодня музей окружен современным урбанистическим ландшафтом, на него все равно влияют пустыня и море. Это и послужило источником вдохновения для Нувеля, взявшего за основу дизайна образ «розы пустыни» — напоминающего цветок кристаллического образования, которое он считает «мощнейшим символом пустыни и воздействия ветра, времени и песка». Его интригует загадочная форма кристалла: «Почему эти похожие на лезвия лепестки так хаотично накладываются один на другой?»

Сложная архитектурная конструкция Нувеля из переплетающихся фиброцементных дисков на стальном каркасе окружает дворец шейха, который, по его мнению, «сам по себе является археологическим артефактом». По словам архитектора, ему пришлось перебрать «множество сочетаний оцифрованных изображений, чтобы прийти к этой многослойной текстуре здания». Музей задуман как тенистый караван-сарай, посетители которого могут подниматься на разные уровни и любоваться открывающимися видами на город и залив. Нувель настоял на том, чтобы «впустить воду» при помощи искусственной лагуны, обустроенной вдоль объездной дороги и служащей напоминанием о древней береговой линии.

Впервые о строительстве нового музея заговорили в 2002 году, но с тех пор проект сталкивался со множеством трудностей. В 2013 году шейх Хамад передал власть своему четвертому сыну Тамиму, нынешнему эмиру Катара, который возобновил поддержку строительства. Блокада Катара, объявленная коалицией арабских стран в июне 2017-го, признает Нувель, «затруднила работу». При этом он подчеркивает, что «никто ни разу не позволил себе замечаний» о его разнообразной деятельности в регионе, включающей среди прочего проект Лувра — Абу-Даби, открытие которого состоялось в ноябре 2017 года.

В 2008-м Нувелю пришлось отказаться от первого варианта проекта для катарского музея, согласно которому здание c аквариумом должно было почти полностью располагаться под землей. Концепция заключалась в том, чтобы создать «как можно более незаметный» объект, по характеру приближающийся к ленд-арту. Идея розы пустыни появилась в связи с желанием Катара получить «более заметную точку в городском ландшафте». «В конце концов, — говорит архитектор, — это национальный музей, место, связанное с историей страны, и это совсем не то же самое, что музей художественный».

Нарушение прав иностранных рабочих при строительстве объектов к чемпионату мира по футболу, который пройдет в Катаре в 2022 году, вызвало обеспокоенность мировой общественности. Мы решили расспросить Жана Нувеля о положении строителей Национального музея. По заверению архитектора, его команда следила за тем, чтобы у строителей были достойные условия труда и жизни. В 2001 году Управление музеев Катара заключило контракт с южнокорейской фирмой Hyundai на сумму $434 млн.

Помимо архитектурного облика нового музея, Нувель разработал его интерьер и структуру экспозиции, в которых, говорит он, нашла отражение «тайная жизнь» пустыни, «противопоставленная находящемуся на виду городскому развитию и росту нефтегазовой индустрии» молодой страны. Монохромное здание цвета песка — своего рода «тотальная архитектура» без четкого разграничения между интерьером и экстерьером и с «невероятной геометрией» в обоих. «Это место стало пьедесталом для образов, своего рода передатчиком, татуированным музеем», — считает Нувель.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+