18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жан-Нувель: «Архитектура зависит от контекста»

№56
Материал из газеты

Только что на пресс-конференции в Абу-Даби объявили, что Лувр — Абу-Даби, самый амбициозный музейный проект последнего десятилетия, откроется 11 ноября. Французский архитектор рассказывает о своем наконец завершенном детище

Лувр — Абу-Даби — самый вызывающий музейный проект нашего времени, часть музейного острова Саадият. Планируется, что он откроется уже в этом году. Это не просто здание — это целый район со своими улицами, площадями и террасами, где произведения искусства экспонируются не только в залах, но и на открытом воздухе. Форму сооружений диктуют свет и вода.

У входа в зал, где мы беседуем, образец кожаного кресла, созданного специально для Лувра — Абу-Даби, ждет вердикта архитектора музея Жана Нувеля. Высокий, одетый, как всегда, в черное, Нувель стоит в окружении макетов музея и его купола. Именно здесь архитектор решил рассказать о своем видении Лувра как арабского города, посвященного культуре и искусствам.

Справка

БИОГРАФИЯ

Жан Нувель

Архитектор

1945 родился в городе Фюмель во Франции

1967 был ассистентом Клода Парента и Поля Вирильо

1972 окончил Национальную высшую школу изящных искусств в Париже

1976 стал сооснователем французского архитектурного движения «Марс-1976»

1977 стал сооснователем Архитектурного синдиката

1987 окончание строительства Института арабского мира в Париже по совместному проекту с бюро Archite ure
Studio
, здание принесло Нувелю международную славу

1984 стал сооснователем бюро Jean Nouvel et Associés

1994 основал архитектурное бюро Ateliers Jean Nouvel

2000 удостоен «Золотого льва» Венецианской биеннале

2008 награжден Прицкеровской премией

Еще…

В Абу-Даби у вас был хороший бюджет, много времени, необходимое пространство, поддержка со стороны властей. Можно ли назвать этот проект самым полным воплощением вашего художественного замысла?

Конечно, я рад, что такой крупный и сложный проект со всеми его символическими измерениями будет воплощен в жизнь. Страны Персидского залива, как все государства на протяжении истории человечества, хотят отметить свой золотой век культурными памятниками в собственных столицах. У наших арабских партнеров высокие стандарты. Начиная обдумывать концепцию, я еще даже не знал, какой музей будет на этом месте.

Честно говоря, ни один из моих проектов не определяется стилем. Это противоречило бы моей философии. В моем понимании, стиль — это лежащая в основе интеллектуальная позиция. Я считаю, что архитектура зависит от контекста, в любом случае есть прописанные и непрописанные обязательства, которые не всегда соответствуют моему эстетическому видению.

Справка

ДОСЬЕ

Лувр — Абу-Даби

(Объединенные Арабские Эмираты)

2007 объявление о создании музея Лувр — Абу-Даби, протесты деятелей культуры против временной передачи произведений искусства из коллекции главного музея Франции

2009 официальное начало строительства здания по проекту французского архитектора Жана Нувеля на острове Саадият

2012 первоначально запланированная дата открытия музея

2013 перенос предполагаемой даты открытия на 2015 год

2014 обнародование списка первых 300 экспонатов из собраний французских музеев, которые будут выставлены в Абу-Даби

осень 2017 открытие Лувра — Абу-Даби

Еще…

Как бы вы сформулировали концепцию Лувра в Абу-Даби и ее эволюцию?

Это музей, требующий определенного типа архитектуры. Это не просто функциональное здание; у него есть символическое и даже духовное значение (я имею в виду «духовное» не в религиозном смысле).

Я всегда хотел, чтобы это был скорее целый район, чем одно здание. Я начал с соединенных между собой блоков разных размеров, вдохновляясь белыми арабскими городами (то, что называется словом «медина»). Эта концепция обеспечила необходимую пластичность, но полной свободы у меня все-таки не было; некоторые изменения определял я сам, а другие определялись ситуацией и партнерами. Это не архитектура ради архитектуры; архитектура должна быть связана с идеями, с духом места.

Вы также занимаетесь проектированием экспозиционных пространств. Не кажется ли вам, что это выходит за рамки роли архитектора?

Как можно проектировать здание, не думая о его содержимом? Меня поражает эта распространенная сейчас шизофрения — разделять внешний и внутренний аспекты здания. Архитекторам все чаще приходится сталкиваться с этой проблемой: застройщики выбирают одного архитектора для создания самого здания, а другого — для внутреннего дизайна. Я предложил концепцию дворца с характерными пропорциями и материалами, развивающегося вместе со своим содержимым. Кроме того, мы с заказчиком и командой кураторов очень активно и подробно рассуждали о том, как обогатить этот проект научной и культурной программой.

Как вы воплощаете эти идеи?

Структурируя это пространство, работая над связями между залами в музее, посвященном цивилизациям. Диалог между произведениями искусства должен вызвать у посетителя эмоциональное потрясение, сопоставимое с тем, что чувствовали люди, когда эти работы находились в своем оригинальном контексте. Как вызвать это чувство в совершенно иной обстановке — это фундаментальный вопрос при разработке концепции пространств и коллекций. Всегда есть возможность так или иначе отсылать к контексту, в котором произведение искусства было создано и изначально использовалось. К этому я, например, стремился в Музее на набережной Бранли в Париже (музей искусства народов Азии, Африки, Океании и обеих Америк. — TANR), имитируя свет тех мест, из которых происходят священные артефакты. Это не полное воссоздание, а скорее, едва уловимый намек. Чего я точно не хочу, так это ярко освещенной западной развески с белыми стенами и постаментами.

В Лувре — Абу-Даби заметны некоторые из самых характерных черт вашей архитектуры, например струящийся свет.

Возможно, вы видите в моей работе формальный словарь, который формируется моим бессознательным. Если бы я был одержим чем-то, то это был бы свет, но у каждого здания свое время и место, это воплощение воли и желаний заказчика.

Архитектор не должен навязывать цвет, технику или ма- териал, не обдумав предварительно разные возможности и не поняв глубинного значения места. Лувр — Абу-Даби — это музей в арабской столице, где свет и тень размечают пейзаж, создавая собственную таинственность и культуру. В арабской культуре совершенно естественно видеть мир в свете, струящемся через машрабию — резную оконную решетку.

Кстати говоря, вы пытались сымитировать тени пальмовых ветвей в куполе?

В моем видении это не оазис. Это уникальный объект, рисунок, это сложная геометрия переплетающихся арабских мотивов из прошлого. Свет струится сквозь четыре слоя тонких куполов, тень будет двигаться по определенной траектории в течение дня в зависимости от времени года. Купол не совсем белый, он, скорее, серебристый, и через некоторое время, надеюсь, он будет напоминать цветом песок.

Купол — это зонт, его можно интерпретировать несколькими способами. Традиционно свет проникает в купол с боков, через люкарны (узкие слуховые окна. — TANR), или сверху, через окулюс в центре. Здесь свет падает подобно дождю — думаю, это первая такая интерпретация. Я хотел создать динамические отношения между светом и водой и найти связь с природными стихиями. Поэтому мне хотелось, чтобы внутри здания была вода, напоминающая о прохладных улицах города.

Лувр — Абу-Даби — это не просто дворец, не только целый район со своими улицами и площадями; это полуостров со своей собственной тайной, форму которого определяют свет и вода, это прообраз микрогорода, посвященного духовной миссии, о которой можно только догадываться снаружи и познать которую можно, только войдя внутрь.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+