18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чем удивляет новый Национальный музей Катара

В музее, построенном по проекту Жана Нувеля в Дохе, будет 11 иммерсивных галерей и специально созданная для него работа Ай Вэйвэя

Новый Национальный музей Катара, как говорит Карен Экселл, ученый из Великобритании, работающая консультантом проекта на протяжении последних четырех лет, «абсолютно не похож на то, как люди обычно представляют себе исторический музей». Долгожданный музей в Дохе открыл свои двери 28 марта.

В отличие от большинства западных музейных коллекций, развивающихся медленно, собрание музея в Дохе стремительно сложилось менее чем за десятилетие. Автором проекта музейного здания, стоимость которого не разглашается, стал французский архитектор Жан Нувель. Национальный музей войдет в число самых больших музеев мира: его площадь составляет около 40 тыс. кв. м, что сопоставимо с размером Музеев Ватикана.

В экспозицию, созданную на основе консультаций как с местными, так и с зарубежными экспертами, вошли экспонаты из области естественной истории и археологические находки, собранные в ходе полевых исследований. Но материальные объекты, по свидетельству Экселл, «лишь одна из составляющих многослойного нарратива, использующего также изображения, видео, звуки, тактильные элементы и запахи». Одиннадцать иммерсивных галерей рассказывают историю страны от времени формирования Катарского полуострова до сегодняшнего дня.

Включает экспозиция и вопрос о все еще не разрешившемся дипломатическом кризисе, возникшем в 2017 году, когда Бахрейн, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия разорвали отношения с Катаром. «Катар никогда не уходил от разговора о блокаде; это часть современной истории страны, изменившая ситуацию в регионе в целом», — подчеркивает Экселл.

В число художников и кинематографистов, которые оживили историю Катара в своих произведениях, созданных для музея по специальному заказу, вошел китаец Ай Вэйвэй. Его скульптурную инсталляцию «Жемчужный фонтан» не успели подготовить и доставить в Катар к открытию, но представители музея обещают, что публика сможет увидеть ее в ближайшее время. Она посвящена катастрофическому упадку жемчужного промысла с 1913 по 1939 год. В январе 1940-го в городе Духан на западном берегу полуострова обнаружили нефть, превратившую крошечное государство Персидского залива в одну из богатейших стран мира.

На изогнутые стены нового здания будут проецировать короткометражные фильмы, в том числе черно-белое видео мавританца Абдеррахмана Сиссако о жизни бедуинов, кочующих по пустыне, и медитативное исследование археологических памятников Катара и предметов, найденных в ходе раскопок на его территории, от иракского фотографа Джананн аль-Ани.

На состоявшейся в минувшем декабре пресс-конференции самым ценным экспонатом представители музея назвали отреставрированный дворец шейха Абдуллы. В нем Национальный музей размещался в течение 30 лет, с 1975 года. Дворец, вписанный Нувелем в новое здание, стал кульминационной точкой маршрута по музею.

Данных о том, как продвигается подготовка других крупных музеев, которые должны открыться в Дохе, пока что немного. По словам представительницы Музеев Катара, еще не утверждены даты открытия Музея ориентализма от Herzog & de Meuron и выставочного пространства площадью 80 тыс. кв. м Art Mill («Мельница искусства»), строящегося на берегу залива по проекту бюро Алехандро Аравены Elemental. Ожидается, что ключевые культурные проекты будут завершены к 2022 году, когда в Катаре пройдет финальная часть чемпионата мира по футболу.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+