Чем удивляет новый Национальный музей Катара

В музее, построенном по проекту Жана Нувеля в Дохе, будет 11 иммерсивных галерей и специально созданная для него работа Ай Вэйвэя

Первые посетители осматривают экспозицию Национального музея Катара в Дохе. Фото: Sharil Babu/dpa
Первые посетители осматривают экспозицию Национального музея Катара в Дохе.
Фото: Sharil Babu/dpa

Новый Национальный музей Катара, как говорит Карен Экселл, ученый из Великобритании, работающая консультантом проекта на протяжении последних четырех лет, «абсолютно не похож на то, как люди обычно представляют себе исторический музей». Долгожданный музей в Дохе открыл свои двери 28 марта.

В отличие от большинства западных музейных коллекций, развивающихся медленно, собрание музея в Дохе стремительно сложилось менее чем за десятилетие. Автором проекта музейного здания, стоимость которого не разглашается, стал французский архитектор Жан Нувель. Национальный музей войдет в число самых больших музеев мира: его площадь составляет около 40 тыс. кв. м, что сопоставимо с размером Музеев Ватикана.

В экспозицию, созданную на основе консультаций как с местными, так и с зарубежными экспертами, вошли экспонаты из области естественной истории и археологические находки, собранные в ходе полевых исследований. Но материальные объекты, по свидетельству Экселл, «лишь одна из составляющих многослойного нарратива, использующего также изображения, видео, звуки, тактильные элементы и запахи». Одиннадцать иммерсивных галерей рассказывают историю страны от времени формирования Катарского полуострова до сегодняшнего дня.

Жан-Мишель Отоньель. Инсталляция ALFA. 2019. Фото: National Museum of Qatar
Жан-Мишель Отоньель. Инсталляция ALFA. 2019.
Фото: National Museum of Qatar

Включает экспозиция и вопрос о все еще не разрешившемся дипломатическом кризисе, возникшем в 2017 году, когда Бахрейн, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия разорвали отношения с Катаром. «Катар никогда не уходил от разговора о блокаде; это часть современной истории страны, изменившая ситуацию в регионе в целом», — подчеркивает Экселл.

В число художников и кинематографистов, которые оживили историю Катара в своих произведениях, созданных для музея по специальному заказу, вошел китаец Ай Вэйвэй. Его скульптурную инсталляцию «Жемчужный фонтан» не успели подготовить и доставить в Катар к открытию, но представители музея обещают, что публика сможет увидеть ее в ближайшее время. Она посвящена катастрофическому упадку жемчужного промысла с 1913 по 1939 год. В январе 1940-го в городе Духан на западном берегу полуострова обнаружили нефть, превратившую крошечное государство Персидского залива в одну из богатейших стран мира.

Отреставрированный дворец шейха Абдуллы, в котором с 1975 года размещался Национальный музей, вписан Нувелем в новое здание. Фото: National Museum of Qatar
Отреставрированный дворец шейха Абдуллы, в котором с 1975 года размещался Национальный музей, вписан Нувелем в новое здание.
Фото: National Museum of Qatar

На изогнутые стены нового здания будут проецировать короткометражные фильмы, в том числе черно-белое видео мавританца Абдеррахмана Сиссако о жизни бедуинов, кочующих по пустыне, и медитативное исследование археологических памятников Катара и предметов, найденных в ходе раскопок на его территории, от иракского фотографа Джананн аль-Ани.

На состоявшейся в минувшем декабре пресс-конференции самым ценным экспонатом представители музея назвали отреставрированный дворец шейха Абдуллы. В нем Национальный музей размещался в течение 30 лет, с 1975 года. Дворец, вписанный Нувелем в новое здание, стал кульминационной точкой маршрута по музею.

Данных о том, как продвигается подготовка других крупных музеев, которые должны открыться в Дохе, пока что немного. По словам представительницы Музеев Катара, еще не утверждены даты открытия Музея ориентализма от Herzog & de Meuron и выставочного пространства площадью 80 тыс. кв. м Art Mill («Мельница искусства»), строящегося на берегу залива по проекту бюро Алехандро Аравены Elemental. Ожидается, что ключевые культурные проекты будут завершены к 2022 году, когда в Катаре пройдет финальная часть чемпионата мира по футболу.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+