Чем удивляет новый Национальный музей Катара

В музее, построенном по проекту Жана Нувеля в Дохе, будет 11 иммерсивных галерей и специально созданная для него работа Ай Вэйвэя

Первые посетители осматривают экспозицию Национального музея Катара в Дохе. Фото: Sharil Babu/dpa
Первые посетители осматривают экспозицию Национального музея Катара в Дохе.
Фото: Sharil Babu/dpa

Новый Национальный музей Катара, как говорит Карен Экселл, ученый из Великобритании, работающая консультантом проекта на протяжении последних четырех лет, «абсолютно не похож на то, как люди обычно представляют себе исторический музей». Долгожданный музей в Дохе открыл свои двери 28 марта.

В отличие от большинства западных музейных коллекций, развивающихся медленно, собрание музея в Дохе стремительно сложилось менее чем за десятилетие. Автором проекта музейного здания, стоимость которого не разглашается, стал французский архитектор Жан Нувель. Национальный музей войдет в число самых больших музеев мира: его площадь составляет около 40 тыс. кв. м, что сопоставимо с размером Музеев Ватикана.

В экспозицию, созданную на основе консультаций как с местными, так и с зарубежными экспертами, вошли экспонаты из области естественной истории и археологические находки, собранные в ходе полевых исследований. Но материальные объекты, по свидетельству Экселл, «лишь одна из составляющих многослойного нарратива, использующего также изображения, видео, звуки, тактильные элементы и запахи». Одиннадцать иммерсивных галерей рассказывают историю страны от времени формирования Катарского полуострова до сегодняшнего дня.

Жан-Мишель Отоньель. Инсталляция ALFA. 2019. Фото: National Museum of Qatar
Жан-Мишель Отоньель. Инсталляция ALFA. 2019.
Фото: National Museum of Qatar

Включает экспозиция и вопрос о все еще не разрешившемся дипломатическом кризисе, возникшем в 2017 году, когда Бахрейн, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия разорвали отношения с Катаром. «Катар никогда не уходил от разговора о блокаде; это часть современной истории страны, изменившая ситуацию в регионе в целом», — подчеркивает Экселл.

В число художников и кинематографистов, которые оживили историю Катара в своих произведениях, созданных для музея по специальному заказу, вошел китаец Ай Вэйвэй. Его скульптурную инсталляцию «Жемчужный фонтан» не успели подготовить и доставить в Катар к открытию, но представители музея обещают, что публика сможет увидеть ее в ближайшее время. Она посвящена катастрофическому упадку жемчужного промысла с 1913 по 1939 год. В январе 1940-го в городе Духан на западном берегу полуострова обнаружили нефть, превратившую крошечное государство Персидского залива в одну из богатейших стран мира.

Отреставрированный дворец шейха Абдуллы, в котором с 1975 года размещался Национальный музей, вписан Нувелем в новое здание. Фото: National Museum of Qatar
Отреставрированный дворец шейха Абдуллы, в котором с 1975 года размещался Национальный музей, вписан Нувелем в новое здание.
Фото: National Museum of Qatar

На изогнутые стены нового здания будут проецировать короткометражные фильмы, в том числе черно-белое видео мавританца Абдеррахмана Сиссако о жизни бедуинов, кочующих по пустыне, и медитативное исследование археологических памятников Катара и предметов, найденных в ходе раскопок на его территории, от иракского фотографа Джананн аль-Ани.

На состоявшейся в минувшем декабре пресс-конференции самым ценным экспонатом представители музея назвали отреставрированный дворец шейха Абдуллы. В нем Национальный музей размещался в течение 30 лет, с 1975 года. Дворец, вписанный Нувелем в новое здание, стал кульминационной точкой маршрута по музею.

Данных о том, как продвигается подготовка других крупных музеев, которые должны открыться в Дохе, пока что немного. По словам представительницы Музеев Катара, еще не утверждены даты открытия Музея ориентализма от Herzog & de Meuron и выставочного пространства площадью 80 тыс. кв. м Art Mill («Мельница искусства»), строящегося на берегу залива по проекту бюро Алехандро Аравены Elemental. Ожидается, что ключевые культурные проекты будут завершены к 2022 году, когда в Катаре пройдет финальная часть чемпионата мира по футболу.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+