18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Лувр в песках» показал свои сокровища

Для посетителей открывается Лувр — Абу-Даби, первый и пока единственный музей из комплекса грандиозных культурных проектов на «острове Счастья» в столице Объединенных Арабских Эмиратов. Он должен стать мостом, соединяющим Запад и Восток

Национальный музей Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Лувр — Абу-Даби на острове Саадият, на который потратили более €1 млрд, открывается для публики 11 ноября. За три дня до этого долгожданный и выстраданный проект торжественно открыл президент Франции Эмманюэль Макрон. Проект арабского Лувра удалось реализовать с большим опозданием: он должен был начать работу еще в 2012 году.

Из Лувра в пустыню

Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера. Милан, Италия, 1495-1499. Из коллекции Лувра. Фото: Musée du Louvre, C2RMF / T. Clot
Рене Магритт. Покоренный читатель. 1928. Из коллекции Лувра - Абу-Даби. Фото: ADAGP / Louvre Abu Dhabi
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. Венеция, Италия. Около 1480-1485. Из коллекции Лувра - Абу-Даби. Фото: Louvre Abu Dhabi / Thierry Ollivier
Саркофаг царицы Хенутави. Египет X век до н.э. Из коллекции Лувра - Абу-Даби. Фото: Louvre Abu Dhabi / Thierry Ollivier
Жиль Герен. Лошади солнца. Франция. 1668-1675. Из коллекции Национального музея замка Версаль. Фото: Château de Versailles / C.Foui
Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера. Милан, Италия, 1495-1499. Из коллекции Лувра.
Фото: Musée du Louvre, C2RMF / T. Clot
Рене Магритт. Покоренный читатель. 1928. Из коллекции Лувра - Абу-Даби.
Фото: ADAGP / Louvre Abu Dhabi
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. Венеция, Италия. Около 1480-1485. Из коллекции Лувра - Абу-Даби.
Фото: Louvre Abu Dhabi / Thierry Ollivier
Саркофаг царицы Хенутави. Египет X век до н.э. Из коллекции Лувра - Абу-Даби.
Фото: Louvre Abu Dhabi / Thierry Ollivier
Жиль Герен. Лошади солнца. Франция. 1668-1675. Из коллекции Национального музея замка Версаль.
Фото: Château de Versailles / C.Foui

Экспозиция Лувра — Абу-Даби рассказывает посетителям историю человечества через артефакты Древнего мира и произведения искусства, в том числе современного. Сейчас в музее показывают около 600 экспонатов, половина из которых на время приехала в ОАЭ из 30 крупнейших художественных музеев Франции.

Большую часть одолженных новому музею произведений — около сотни — привезли из парижского Лувра. В их числе «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи, которая в экспозиции перекликается с «Мадонной с Младенцем» Беллини из собственной коллекции Лувра — Абу-Даби. На гастроли в Эмираты также отправились «Флейтист» Эдуарда Мане из Музея Орсе, «Натюрморт с магнолией» Анри Матисса и первый настоящий реди-мейд Марселя Дюшана «Сушилка для бутылок» из Центра Помпиду. Национальная библиотека Франции на время выдала один из глобусов работы Винченцо Коронелли и средневековые Коран, Библию и Тору Иемини. Приехали в Абу-Даби флорентийское блюдо XVI века из Севра из дворца Фонтенбло, китайский кувшин в персидском стиле XVI века из Музея декоративного искусства, картина «Наполеон на перевале Сен-Бернар» работы Жака-Луи Давида из Версаля, а также «Вакх в бочке» Огюста Родена из парижского музея скульптора. Будут здесь и современные художники, в частности Джузеппе Пеноне, Дженни Хольцер и Ай Вэйвэй. Последний в экспозиции представлен «Фонтаном света», стеклянной светящейся инсталляцией, напоминающей по форме памятник III интернационалу, более известный как «Башня Татлина».

Здание музея Лувр - Абу-Даби архитектора Жана Нувеля. Фото: Louvre Abu Dhabi
Здание музея Лувр - Абу-Даби архитектора Жана Нувеля.
Фото: Louvre Abu Dhabi

В соответствии с соглашением, заключенным ОАЭ и Францией еще в 2007 году, была создана организация Agence France-Museums (AFM), в которую, помимо Лувра, вошло еще 16 французских музеев, включая Центр Помпиду, Музей Орсе и Версаль. Директор Лувра — Абу-Даби Манюэль Рабате уточнил, что экспонаты из Франции будут привозить в течение десяти лет, а организация выставок (по четыре в год) при участии AFM будет проходить ближайшие 15 лет. Куратором первой, посвященной истории парижского Лувра, станет его нынешний директор Жан-Люк Мартинес. Откроется выставка «Из одного Лувра — в другой» 21 декабря. Кроме того, AFM принимала участие в формировании собственной коллекции Лувра — Абу-Даби. За время строительства музейного здания она пополнилась итальянской фибулой с гранатами V века до н.э., живописью старых мастеров (Джованни Беллини, Якоб Йорданс), а также художников XIX–XXI веков (Эдуард Мане, Рене Магритт, Сай Твомбли). Многое было приобретено на распродаже собрания Ива Сен-Лорана и Пьера Берже на аукционе Christie’s (к примеру, работа Пита Мондриана).

Камень преткновения

Здание музея Лувр - Абу-Даби архитектора Жана Нувеля. Фото: Louvre Abu Dhabi
Здание музея Лувр - Абу-Даби архитектора Жана Нувеля.
Фото: Louvre Abu Dhabi

Грандиозный проект перемещения произведений искусства в Эмираты в свое время расколол мировое музейное сообщество. В 2007 году более 4 тыс. музейщиков, археологов и историков искусства подписали петицию, в которой заявили, что «французские музеи не продаются». Возмутил общественность и тот факт, что в течение 30 лет и 6 месяцев разрешалось использовать слово «Лувр» в названии арабского музея. За это право Эмираты заплатили Франции €400 млн.

Солнечный город Жана Нувеля

Здание музея Лувр - Абу-Даби архитектора Жана Нувеля. Фото: Louvre Abu Dhabi
Здание музея Лувр - Абу-Даби архитектора Жана Нувеля.
Фото: Louvre Abu Dhabi

Событием в мире искусства и архитектуры стало и само здание музея, спроектированное лауреатом Прицкеровской премии французом Жаном Нувелем. Под резным многослойным куполом диаметром 180 м и весом с Эйфелеву башню (7,5 т) он разместил целый музейный город со своими улицами, площадями и террасами, 55 зданиями и 23 галереями.

Произведения искусства экспонируются не только в залах, но и на открытом воздухе. По признанию архитектора, он намеренно избежал ярко освещенной западной развески с белыми стенами и постаментами. При этом важнейшую роль в организации выставочного пространства играют льющийся сквозь купол, будто через пальмовые ветви в оазисе, свет и многочисленные каналы с водой.

«Диалог произведений искусства в музее должен вызвать у посетителя эмоциональное потрясение, сопоставимое с тем, что чувствовали люди, когда эти работы находились в оригинальном контексте», — рассказал в интервью The Art Newspaper Нувель. В состав музейного комплекса войдет современный научный центр, который будет работать с университетами и исследователями со всего мира. Одновременно с постоянной экспозицией открываются кафе и детский музей.

Первый среди равных

Здание музея Лувр - Абу-Даби архитектора Жана Нувеля. Фото: Louvre Abu Dhabi
Здание музея Лувр - Абу-Даби архитектора Жана Нувеля.
Фото: Louvre Abu Dhabi

Грандиозный проект Лувра — Абу-Даби — часть колоссальных преобразований, которые сейчас идут в Персидском заливе на острове Саадият, «острове Счастья» по-русски. Здесь появится, пожалуй, самый большой в мире музейный кластер, над которым работают звезды мировой архитектуры, лауреаты престижной Прицкеровской премии. Фрэнк Гэри после Бильбао строит здесь третий за пределами США филиал нью-йоркского Музея Гуггенхайма. Бюро Нормана Фостера Foster + Partners разработало проект Национального музея, посвященного основавшему ОАЭ шейху Зайеду ибн Султану аль-Нахайану. Не так давно стало известно, что он и Британский музей за два года до истечения срока действия расторгли договор о сотрудничестве из-за того, что строительство здания так и не было начато. Тем не менее на пресс-конференции по случаю открытия Лувра — Абу-Даби председатель Департамента туризма и культуры Абу-Даби Мохамед Халифа аль-Мубарак заверил, что к работе над Национальным музеем шейха Зайеда приступят уже в этом году. Еще две точки притяжения на острове с дорогим жильем, отелями и гольф-клубами разработали Заха Хадид (Центр исполнительских искусств с оперным театром и концертным залом) и Тадао Андо (Морской музей).

В начале этого года на российско-арабском форуме в Абу-Даби министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал создать на острове Саадият филиал Государственного Эрмитажа. Однако эту идею, судя по последующему за предложением молчанию, ни в России, ни в Эмиратах не поддержали.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+