18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От больших форм к малым: как Жан Нувель построил винодельню

В Сент-Эмильоне открылось винодельческое хозяйство, проект которого разработал прославленный архитектор. Почему Притцкеровский лауреат с радостью берется за небольшие сельско-хозяйственные проекты, и при чем здесь русское искусство – в репортаже TANR

Жан нувель на открытии шато. Фото: Art Russe
Жан нувель на открытии шато.
Фото: Art Russe

Алюминиевый цилиндр-чан, здание из черного стекла, современный бельведер, воссозданный усадебный дом в окружении идиллических виноградников и большие красные буквы Art Russe в глубине – так выглядит последний проект знаменитого Жана Нувеля, который он лично представил в Сент-Эмильоне на прошлой неделе.

Château La Grace Dieu Des Prieurs находится в самом сердце винной дороги Бордо – между коммуной Помероль и городком Сент-Эмильон, по соседству с самыми знаменитыми виноградарскими хозяйствами. Небольшое имение (вместе с виноградниками оно занимает всего 9 гектаров) было основано в 1885 году, а вина под маркой Grace Dieu des Prieurs начали бутилировать с 1958 года. И несмотря на то, что винодельня пользовалась хорошей репутацией у знатоков Бордо, в последнее время она нуждалась в модернизации. 

Жизнь хозяйства изменилась в 2014 году, когда шато приобрел российский предприниматель и коллекционер Андрей Филатов. Он пригласил именитого Луи Митжавиля улучшить процесс создания вин, а превратить шато в арт-объект и современное производство предложил не кому иному, как Нувелю.

По признанию самого Андрея Филатова, идея пригласить Жана Нувеля пришла ему после того, как он познакомился с архитектором лично на стройке Лувра-Абу-Даби несколько лет назад, и был впечатлен грандиозностью проекта. И один из самых востребованных на сегодняшний день в мире архитекторов, как ни удивительно, с радостью откликнулся на предложение. По словам Нувеля, это уже четвертый его подобный «агрикультурный» проект во Франции (в его послужном списке -  Chateau La Coste в Провансе и Château Lagrézette в Каоре), и второй в Сент-Эмильоне – в 2013 году он модернизировал Шато La Dominique в 2 км отсюда.

На полу погреба — яркий портрет Юрия Гагарина. На открытии играл пианист Николай Луганский. Фото: Олеся Ханцевич
Шато, построенное по проекту Жана Нувеля. Фото: Олеся Ханцевич
Шато Château La Grace Dieu Des Prieurs, построенное по проекту Жана Нувеля. Фото: Art Russe
Шато, построенное по проекту Жана Нувеля. Фото: Art Russe
Жан Нувель и Андрей Филатов. Фото: Art Russe
На полу погреба — яркий портрет Юрия Гагарина. На открытии играл пианист Николай Луганский.
Фото: Олеся Ханцевич
Шато, построенное по проекту Жана Нувеля.
Фото: Олеся Ханцевич
Шато Château La Grace Dieu Des Prieurs, построенное по проекту Жана Нувеля.
Фото: Art Russe
Шато, построенное по проекту Жана Нувеля.
Фото: Art Russe
Жан Нувель и Андрей Филатов.
Фото: Art Russe

По словам мастера, он, «как любой француз, гедонист и считает вино источником жизни». Сам Нувель родился недалеко от Бордо, в городке Фюмель рядом с Каором, и ему «близка та культурная составляющая, воздать должное которой попросил заказчик». И поскольку виноградники Сент-Эмильона находятся в списке памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, Нувелю приходилось работать в условиях ограничений и согласований с мэрией и международной организацией.

«Архитектура - это как раз искусство игры с ограничениями, - говорит архитектор. ЮНЕСКО следит за тем, чтобы мы не уничтожили историческое наследие и это хорошо. Но дело не только в том, чтобы все это оставить в формалине. Архитектура – это процесс создания нового, мы не можем бесконечно копировать. Хотя, конечно, новые объекты вызывают недовольство. Но об архитектуре не судят в момент ее создания и в горячем состоянии, ее нужно оценивать и она сама себя оценивает со временем».

Идея Жана Нувеля состояла в том, чтобы модернизировать производство и принести новые технологии в историческое виноградарское хозяйство, а также отразить взаимопроникновение двух культур – французской и русской. Главным объектом стал гравитационный погреб: постройка цилиндрической формы напоминает гигантский чан для ферментации, а на его стенах нанесены архивные и современные фотографии людей, которые работали на производстве. Внутри на полу яркий портрет Юрия Гагарина – он отражается во всех расположенных по кругу чанах.

«Архитектура не существует сама по себе, она возникает из отношений, которые строит архитектор с окружающей средой. Этот проект был создан, чтобы показать работу винодельческого хозяйства на каждом этапе его жизни, в каждом элементе я старался воздать должное виноделию, русскому искусству и французским традициям. Архитектура существует, чтобы удовлетворять технические потребности и приносить эстетическое удовольствие. Эти здания показывают, что хозяйство живет и будет жить, потому что оно использует средства технического прогресса и эволюции, сохраняя при этом традиции. И я надеюсь, что создал очередной шедевр в коллекции Андрея», - прокомментировал свое творение Нувель. 

Что касается русского искусства, оно в буквальном смысле стало неотъемлемой частью хозяйства – именно под маркой Art Russe Андрей Филатов выпускает бутылки гран-крю, а на каждой из них красуется этикетка с произведением из его собственной коллекции, будь то «В. И. Ленин провозглашает советскую власть» Владимира Серова или «Богатыри» Виктора Васнецова. Таким образом, Филатов, по его словам, пытается не только познакомить людей со всего мира с искусством из России, но и повысить интерес к нему, а, следовательно, и стоимость своего собрания.

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+