The Art Newspaper Russia
Поиск

Андрей Филатов: «Левая эстетика набирает мощь»

Коллекционер, создатель Арт-фонда семьи Филатовых рассказал TANR о том, зачем собирать советское искусство и какое влияние до сих пор оказывает Октябрьская революция

Вы владелец собственной коллекции русского и советского искусства и достаточно давно как частное лицо поддерживаете проекты в сфере искусства. Для чего вы создали такую структуру, как Арт-фонд семьи Филатовых?

Если говорить о художественной стороне вопроса, то у меня разные критерии выбора работ для личной коллекции и для собрания фонда. Для себя я покупаю то, что мне нравится. Это могут быть и произведения современных авторов, и работы художников и скульпторов, созданные до 1917 года. А у фонда задача другая: приобретать и показывать во всем мире знаковые вещи определенного исторического периода — с 1917 по 1991 год — времени, когда существовал Советский Союз. Мы планируем приобретать 12–15 произведений в год. Это работы, созданные в СССР, в том числе теми художниками, которые впоследствии уехали на Запад. Где бы они ни работали, влияние Октябрьской революции и жизни в Советском Союзе на их творчество сохранялось. С помощью фонда я стараюсь показать искусство целой эпохи, которое мир раньше или не видел, или не до конца знал. Огромное количество шедевров ушло за границу, было куплено коллекционерами и стало недоступно обществу. Я посчитал, что для фонда будет правильным делом эти работы приобретать и показывать всему миру.  

А если говорить об организационной стороне вопроса, то для реализации тех целей, которые ставит перед собой фонд, необходимо юридическое лицо. Есть некоторые музеи, которые не работают с физическими лицами, и существование Арт-фонда семьи Филатовых упрощает наше взаимодействие.

Почему деятельность фонда связана с творчеством художников именно советского времени?

Я бы сказал, что главный мотив, который мною движет, — это любовь к утраченной Родине. Я был молодым человеком, жил в Советском Союзе, в стране, которая потом исчезла, распалась. Я помню ту культурную среду, в которой я сформировался, она мне нравилась. Это была моя Родина, которая мне дорога.

Ушла советская эпоха, исчез Советский Союз… Искусство той страны тоже ушло в историю и в будущем как локальное явление сможет заинтересовать только искусствоведов?

Я оцениваю ситуацию по-другому. Октябрьская революция, события 1917 года до сих пор оказывают влияние на весь мир. Это был взрыв энергии, вызванный разными причинами: и социальной несправедливостью, и накопившейся потребностью в общественных и политических изменениях. Сегодня левая идеология никуда ни ушла; левая эстетика, во многом порожденная русской революцией, набирает мощь во всем мире, это не локальное явление, а глобальное. Коммунистическая партия Китая, например, до сих пор управляет своей страной достаточно эффективно и успешно. Мы не знаем, какое влияние оказала советская власть на творчество Марка Шагала. Его могут называть великим французским художником, но влияние советского периода на все его творчество огромно. СССР оказывал слишком большое воздействие на мир — не только в политическом, идеологическом, но и в культурном смысле, а такая мощь не исчезает бесследно.

Как строится работа фонда и дорого ли обходится его деятельность?

Традиционно мы не раскрываем финансовые показатели и бюджет фонда. У нас есть стратегия, намечаются определенные важные мероприятия и закупки произведений искусства. Но я все-таки предприниматель и слежу за тем, чтобы этот проект оставался в намеченных финансовых, бюджетных границах. Если отклонения и бывают, то минимальные.

Что сегодня представляет собой коллекция фонда? 

С момента основания фонда в 2012 году среди наших приобретений можно назвать «В.И.Ленин провозглашает Советскую власть» Владимира Серова, «И помнит мир спасенный» Мая Данцига, «Колхозный базар» Федота Сычкова, «Девочка с подсолнухами» Николая Фешина, «Опять двойка» Федора Решетникова, работы Юрия Кугача, Александра Герасимова. После каждой покупки мы публикуем пресс-релиз, рассказывающий о новом поступлении. Таким образом мы знакомим с этими работами общественность, а кроме того, информируем музеи о нашем собрании. Если музеи захотят получить на выставку какую-то из работ, принадлежащих фонду, то мы с удовольствием будем сотрудничать. Со временем фонд будет организовывать собственные выставки. Нам есть что показать: сделаны серьезные приобретения, очень интересные, даже неожиданные.

Вы шахматист и в 2012 году стали инициатором и спонсором проведения матча на звание чемпиона мира ФИДЕ по шахматам в Третьяковской галерее. Зачем играть в шахматы в музее?

Основная идея проведения международных шахматных турниров в музеях — это пропаганда русского и советского искусства, а шахматы — уникальный инструмент такой пропаганды. Когда в Третьяковской галерее игрался матч за звание чемпиона мира по шахматам, огромное количество людей в мире узнало, что существует такой музей. Кстати, символом матча стала работа Виктора Попкова «Бригада отдыхает», на которой рабочие играют в шахматы. Во время трансляций матча вместо рекламы шли рассказы о наших великих художниках. У чемпиона мира господина Ананда миллионы почитателей в Индии, которые следили за матчем — и одновременно знакомились с нашим великим искусством. 

Программа «Шахматы в музеях» набирает обороты, и не только в России. Не так давно я делился опытом организации шахматных матчей в музеях с британскими шахматистами, которые рассматривают возможность в следующем году проводить свой национальный чемпионат в одном из музеев королевства. Аналогичные турниры уже проводятся в Бишкеке. Во время проведения «Мемориала Алехина» половина турнира проходила в Лувре, а половина — в Русском музее. Даже самые известные музеи нуждаются в популяризации, рекламе, а после трансляции таких шахматных матчей миллионы людей, которые больше интересуются шахматами, чем живописью, узнали и про Третьяковскую галерею, и про Русский музей, и про Лувр. Мой партнер Геннадий Тимченко сейчас делает аналогичное мероприятие в музее в Нижнем Новгороде. Мы надеемся, что будут и детские соревнования в городских, муниципальных музеях.

Какие международные проекты сегодня планирует фонд?

Я очень люблю работы Виктора Попкова и Николая Фешина и решил начать самостоятельные проекты фонда с представления их творчества. Один известный коллекционер очень хорошо сказал о Попкове, что это Достоевский русской живописи. А Фешин, конечно, величайший импрессионист и портретист в русском искусстве. Этих художников объединяет то, что они известны в определенных странах, но не во всем мире. Виктор Попков — единственный наш художник, который получил почетный диплом Биеннале молодых художников в Париже. Николай Фешин — единственный художник российского происхождения, который получил Приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи на выставке Национальной академии дизайна в США в 1924 году. Кстати, Фешин и сегодня очень популярен в Америке. 

Я поддерживал выставку Фешина, которая прошла в Третьяковской галерее. Планируем его выставку во Франции и сейчас готовим к выходу издание на французском языке, посвященное этому мастеру. Идут переговоры об организации выставок Попкова, работы которого будут показаны в двух странах (одна из них, скорее всего, Великобритания). В прошлом году мы издали прекрасную монографию, посвященную Попкову, в которую включены его работы из государственных музеев и частных коллекций, а недавно это издание вышло на английском языке. В Великобритании очень большой интерес к творчеству Попкова, для многих он — настоящее открытие.

В чем заключается ваше сотрудничество с Лувром? 

Руководство и специалисты Лувра пришли к выводу, что необходимо развивать свою коллекцию русского искусства, поскольку сегодня в величайшем музее мира есть только собрание древнерусских икон. При Лувре был создан фонд русского искусства, куда желающие могут внести свои пожертвования, чтобы поддержать это начинание. Я и мой партнер Геннадий Тимченко сделали начальные взносы. Мы надеемся, что к нам присоединятся и другие, и это позволит экспертам Лувра находить работы русских художников для пополнения экспозиции. В Лувре считают, что очень важно познакомить Францию с русским наследием, особенно после огромного успеха, с которым там прошла выставка «Святая Русь». Так что есть хорошие возможности для представления русского и советского искусства за рубежом.

Материалы по теме
Просмотры: 1802
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»
Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства.
03 декабря 2019
4
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
5
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
6
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
7
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
8
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
9
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
10
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru