18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Где искать искусство на ВДНХ

Постепенно ВДНХ превращается в гигантский арт-кластер, аналогов которому в Москве нет. Предлагаем взглянуть на новых резидентов и вспомнить о старожилах

Последние несколько лет территория и павильоны знаменитой выставки народного хозяйства переживают масштабные преобразования. В процессе многие здания обретают новых владельцев — зачастую ими становятся музейные учреждения. Всего Министерство культуры РФ и руководство ВДНХ обещали открыть здесь полтора десятка музеев. Некоторые из них сугубо технические или промышленные, другие можно назвать историческими и научными. Мы же решили сосредоточиться на близкой нам теме — искусстве.

Музей современного искусства «Гараж»

«Гараж» в феврале открыл на ВДНХ свои мастерские и арт-резиденции. Они разместились в павильоне «Школа на 280 учащихся» 1939 года постройки, переданном музею в 2017 году. Тогда же началась его реконструкция, которой занималось архитектурное бюро Form. В итоге получилось 18 отдельных рабочих пространств, общая мастерская и покрасочная. Часть помещений займут художники из Москвы, другую их коллеги из регионов, а чуть позже и иностранные авторы. 


Музей Рерихов (Музей Востока)

Павильон № 13 «Здравоохранение» (бывший «Армянская ССР») вначале передавали Музею Востока как фондохранилище взамен храма Илии Пророка на Воронцовом поле, откуда он должен вывезти свои коллекции до конца лета этого года. Но параллельно этому Музей Востока обогатился новым филиалом — Музеем Рерихов. Осенью 2018 года в павильоне открылась большая выставка Николая и Святослава Рерихов, потом было объявлено, что усадьба Лопухиных на Волхонке, где обитал музей, закрывается на реставрацию на неизвестный срок. В итоге в апреле 2019 года Музей Рерихов откроется на ВДНХ на постоянной основе. Как рассказал нашему изданию директор Музея Востока Александр Седов, теперь места под фондохранилище опять не хватает и перед министерством этот вопрос поставлен. Возможно, им повезет получить просторное помещение по соседству?


Музей кино

Музей, долгое время после выселения из Киноцентра не имевший пространства для зрителей, наконец в декабре 2016 года — надеемся, что надолго, — поселился в павильоне № 36 «Водное хозяйство». Сейчас здесь проводятся показы актуальных фильмов по весьма гуманным ценам, разнообразные выставки и работает кинолекторий. А в конце прошлого года открылась новая экспозиция — «Кабинет Сергея Эйзенштейна», взамен научно-мемориального кабинета режиссера, выселенного из квартиры на Смоленской улице, где он располагался с 1965 года.


Павильон «Рабочий и колхозница»

Музейный центр, открытый в 2010 году в новодельном основании знаменитой скульптуры Веры Мухиной, первоначально принадлежал объединению «Манеж», а с 2017 года формально относится к Московскому центру внедрения достижений науки и техники (МЦВДНТ) «Москва», который делает с ВДНХ совместные проекты. Пока же в павильоне проходят весьма любопытные выставки программы «Резидент» с участием региональных и московских музеев. До марта здесь, например, гастролируют Самарский художественный музей с произведениями Аристарха Лентулова, Ильи Репина и Василия Сурикова на выставке «Главные герои» и московский Музей Булгакова с проектом «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова», а до этого лучшие произведения из своего собрания показывал Екатеринбургский музей изобразительных искусств.


Музей моды Александра Васильева

Пока у музея знаменитого историка моды и телеведущего Александра Васильева нет постоянного пространства, и избранные вещи из его обширной коллекции показывают на серии выставок в павильоне № 16 «Гидрометеорология». Сейчас это «Гламур 80-х», переосмыслением которого занимаются современные дизайнеры, а зрители могут увидеть одежду и аксессуары того времени от Balmain, Chanel, Christian Dior, Givenchy и других домов моды. Пока рано говорить о том, что предметы из частного Фонда Александра Васильева получат на ВДНХ постоянную прописку, но почему бы и не помечтать?


Галерея РОСИЗО

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» заехал в павильон № 66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР») в апреле 2016 года. Первой выставкой там стала резонансная «Всегда современное. Искусство XX–XXI веков», на которой авангард соединили с «суровым стилем» и современным искусством. При этом сразу сообщалось, что здание вскоре поставят на реставрацию и что пока неизвестно, продолжит ли РОСИЗО устраивать выставки после ее окончания. Впрочем, еще в одном представительстве музейно-выставочного центра — павильоне «Книги» — жизнь кипит: здесь знакомят с новинками издательств и читают лекции, сейчас — о моде ХХ века.


Политехнический музей

Политех — музейный старожил ВДНХ, заехавший сюда вскоре после начала реконструкции исторического здания на Лубянке. Свою постоянную экспозицию «Россия делает сама» музей открыл в 2014 году в павильоне № 26 «Транспорт ССР» (бывший «Земледелие»). Другие экспонаты сейчас показывают в формате открытого хранения в технополисе «Москва», там же работает музейная библиотека. Предполагается, что Политех сохранит за собой пространство на ВДНХ и после возвращения в здание в центре города, сроки открытия которого неоднократно переносились (сейчас речь идет о 2020 годе).


Центр «Космонавтика и авиация» 

В апреле 2018 года этот дорогостоящий научно-технический проект с настоящими космическими аппаратами и их макетами открылся в павильоне № 32–34 «Космос». Туда с других площадок ВДНХ переехали и итоговые выставки конкурсного проекта «Взлет» — инициатива ориентирована на открытие новых имен и поддержку молодых профессионалов, занимающихся современной культурой. Сейчас организаторы конкурса ждут заявок от молодых художников по направлениям «Мода», «Фотография», «Искусство», «Art & Science» и «Видеоарт», их курируют, в частности, фотограф Игорь Мухин и руководитель отдела новых медиа ГМИИ им. А.С.Пушкина Ольга Шишко.


Павильон № 1

Самый главный из павильонов ВДНХ. Во время реставрации тут был обнаружен масштабный горельеф Евгения Вучетича 1954 года «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», восстановление которого стало частью основного проекта Московской биеннале современного искусства 2015 года. Затем здесь повторили триумфальный проект лондонского Музея науки «Космонавты. Рождение космической эры», который готовился более трех лет и впервые в таком объеме представил за рубежом достижения советской и российской космической отрасли. В этом году реставрационные работы в павильоне продолжатся — вероятно, после их завершения это выигрышное пространство примет еще не один интересный проект.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+