18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Где искать искусство на ВДНХ

Постепенно ВДНХ превращается в гигантский арт-кластер, аналогов которому в Москве нет. Предлагаем взглянуть на новых резидентов и вспомнить о старожилах

Последние несколько лет территория и павильоны знаменитой выставки народного хозяйства переживают масштабные преобразования. В процессе многие здания обретают новых владельцев — зачастую ими становятся музейные учреждения. Всего Министерство культуры РФ и руководство ВДНХ обещали открыть здесь полтора десятка музеев. Некоторые из них сугубо технические или промышленные, другие можно назвать историческими и научными. Мы же решили сосредоточиться на близкой нам теме — искусстве.

Музей современного искусства «Гараж»

Мастерские музея «Гараж». Фото: Иван Ерофеев / МСИ «Гараж»
Мастерские музея «Гараж». Фото: Иван Ерофеев / МСИ «Гараж»
Мастерские музея «Гараж». Фото: Иван Ерофеев / МСИ «Гараж»
Мастерские музея «Гараж».
Фото: Иван Ерофеев / МСИ «Гараж»
Мастерские музея «Гараж».
Фото: Иван Ерофеев / МСИ «Гараж»
Мастерские музея «Гараж».
Фото: Иван Ерофеев / МСИ «Гараж»

«Гараж» в феврале открыл на ВДНХ свои мастерские и арт-резиденции. Они разместились в павильоне «Школа на 280 учащихся» 1939 года постройки, переданном музею в 2017 году. Тогда же началась его реконструкция, которой занималось архитектурное бюро Form. В итоге получилось 18 отдельных рабочих пространств, общая мастерская и покрасочная. Часть помещений займут художники из Москвы, другую их коллеги из регионов, а чуть позже и иностранные авторы. 


Музей Рерихов (Музей Востока)

Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ. Фото: Государственный музей Востока и Музей Рерихов (филиал ГМВ)
Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ. Фото: Государственный музей Востока и Музей Рерихов (филиал ГМВ)
Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ. Фото: Государственный музей Востока и Музей Рерихов (филиал ГМВ)
Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ.
Фото: Государственный музей Востока и Музей Рерихов (филиал ГМВ)
Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ.
Фото: Государственный музей Востока и Музей Рерихов (филиал ГМВ)
Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ.
Фото: Государственный музей Востока и Музей Рерихов (филиал ГМВ)

Павильон № 13 «Здравоохранение» (бывший «Армянская ССР») вначале передавали Музею Востока как фондохранилище взамен храма Илии Пророка на Воронцовом поле, откуда он должен вывезти свои коллекции до конца лета этого года. Но параллельно этому Музей Востока обогатился новым филиалом — Музеем Рерихов. Осенью 2018 года в павильоне открылась большая выставка Николая и Святослава Рерихов, потом было объявлено, что усадьба Лопухиных на Волхонке, где обитал музей, закрывается на реставрацию на неизвестный срок. В итоге в апреле 2019 года Музей Рерихов откроется на ВДНХ на постоянной основе. Как рассказал нашему изданию директор Музея Востока Александр Седов, теперь места под фондохранилище опять не хватает и перед министерством этот вопрос поставлен. Возможно, им повезет получить просторное помещение по соседству?


Музей кино

Во время открытия Музея кино в павильоне № 36 на ВДНХ. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Музей кино. Фото: АО «ВДНХ»
Музей кино. Фото: АО «ВДНХ»
Во время открытия Музея кино в павильоне № 36 на ВДНХ.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Музей кино.
Фото: АО «ВДНХ»
Музей кино.
Фото: АО «ВДНХ»

Музей, долгое время после выселения из Киноцентра не имевший пространства для зрителей, наконец в декабре 2016 года — надеемся, что надолго, — поселился в павильоне № 36 «Водное хозяйство». Сейчас здесь проводятся показы актуальных фильмов по весьма гуманным ценам, разнообразные выставки и работает кинолекторий. А в конце прошлого года открылась новая экспозиция — «Кабинет Сергея Эйзенштейна», взамен научно-мемориального кабинета режиссера, выселенного из квартиры на Смоленской улице, где он располагался с 1965 года.


Павильон «Рабочий и колхозница»

Выставка «Главные герои. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея». Фото: АО «ВДНХ»
«Рабочий и колхозница». Фото: АО «ВДНХ»
Выставка «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова». Фото: АО «ВДНХ»
Выставка «Главные герои. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея».
Фото: АО «ВДНХ»
«Рабочий и колхозница».
Фото: АО «ВДНХ»
Выставка «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова».
Фото: АО «ВДНХ»

Музейный центр, открытый в 2010 году в новодельном основании знаменитой скульптуры Веры Мухиной, первоначально принадлежал объединению «Манеж», а с 2017 года формально относится к Московскому центру внедрения достижений науки и техники (МЦВДНТ) «Москва», который делает с ВДНХ совместные проекты. Пока же в павильоне проходят весьма любопытные выставки программы «Резидент» с участием региональных и московских музеев. До марта здесь, например, гастролируют Самарский художественный музей с произведениями Аристарха Лентулова, Ильи Репина и Василия Сурикова на выставке «Главные герои» и московский Музей Булгакова с проектом «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова», а до этого лучшие произведения из своего собрания показывал Екатеринбургский музей изобразительных искусств.


Музей моды Александра Васильева

Павильон № 16 «Гидрометеорология». Выставка «Гламур 80-х. Из Фонда Александра Васильева» на ВДНХ. Фото: АО «ВДНХ»
Павильон № 16 «Гидрометеорология». Фото: АО «ВДНХ».
Павильон № 16 «Гидрометеорология». Выставка «Курортная мода». Фото: АО «ВДНХ»
Павильон № 16 «Гидрометеорология». Выставка «Гламур 80-х. Из Фонда Александра Васильева» на ВДНХ.
Фото: АО «ВДНХ»
Павильон № 16 «Гидрометеорология».
Фото: АО «ВДНХ».
Павильон № 16 «Гидрометеорология». Выставка «Курортная мода».
Фото: АО «ВДНХ»

Пока у музея знаменитого историка моды и телеведущего Александра Васильева нет постоянного пространства, и избранные вещи из его обширной коллекции показывают на серии выставок в павильоне № 16 «Гидрометеорология». Сейчас это «Гламур 80-х», переосмыслением которого занимаются современные дизайнеры, а зрители могут увидеть одежду и аксессуары того времени от Balmain, Chanel, Christian Dior, Givenchy и других домов моды. Пока рано говорить о том, что предметы из частного Фонда Александра Васильева получат на ВДНХ постоянную прописку, но почему бы и не помечтать?


Галерея РОСИЗО

Павильон № 66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР»). Фото: АО «ВДНХ»
Павильон № 66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР»). Фото: АО «ВДНХ»
Галерея РОСИЗО на ВДНХ: выставка «Время кино». Фото: РОСИЗО
Павильон № 66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР»).
Фото: АО «ВДНХ»
Павильон № 66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР»).
Фото: АО «ВДНХ»
Галерея РОСИЗО на ВДНХ: выставка «Время кино».
Фото: РОСИЗО

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» заехал в павильон № 66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР») в апреле 2016 года. Первой выставкой там стала резонансная «Всегда современное. Искусство XX–XXI веков», на которой авангард соединили с «суровым стилем» и современным искусством. При этом сразу сообщалось, что здание вскоре поставят на реставрацию и что пока неизвестно, продолжит ли РОСИЗО устраивать выставки после ее окончания. Впрочем, еще в одном представительстве музейно-выставочного центра — павильоне «Книги» — жизнь кипит: здесь знакомят с новинками издательств и читают лекции, сейчас — о моде ХХ века.


Политехнический музей

Политехнический музей. Экспозиция «Россия делает сама». Фото: АО «ВДНХ»
Политехнический музей. Экспозиция «Россия делает сама». Фото: АО «ВДНХ»
Политехнический музей. Экспозиция «Россия делает сама».
Фото: АО «ВДНХ»
Политехнический музей. Экспозиция «Россия делает сама».
Фото: АО «ВДНХ»

Политех — музейный старожил ВДНХ, заехавший сюда вскоре после начала реконструкции исторического здания на Лубянке. Свою постоянную экспозицию «Россия делает сама» музей открыл в 2014 году в павильоне № 26 «Транспорт ССР» (бывший «Земледелие»). Другие экспонаты сейчас показывают в формате открытого хранения в технополисе «Москва», там же работает музейная библиотека. Предполагается, что Политех сохранит за собой пространство на ВДНХ и после возвращения в здание в центре города, сроки открытия которого неоднократно переносились (сейчас речь идет о 2020 годе).


Центр «Космонавтика и авиация» 

Павильон «Космос». Фото: АО «ВДНХ»
Павильон «Космос», зал проекта «Взлет». Фото: АО «ВДНХ»
Павильон «Космос». Фото: АО «ВДНХ»
Павильон «Космос».
Фото: АО «ВДНХ»
Павильон «Космос», зал проекта «Взлет».
Фото: АО «ВДНХ»
Павильон «Космос».
Фото: АО «ВДНХ»

В апреле 2018 года этот дорогостоящий научно-технический проект с настоящими космическими аппаратами и их макетами открылся в павильоне № 32–34 «Космос». Туда с других площадок ВДНХ переехали и итоговые выставки конкурсного проекта «Взлет» — инициатива ориентирована на открытие новых имен и поддержку молодых профессионалов, занимающихся современной культурой. Сейчас организаторы конкурса ждут заявок от молодых художников по направлениям «Мода», «Фотография», «Искусство», «Art & Science» и «Видеоарт», их курируют, в частности, фотограф Игорь Мухин и руководитель отдела новых медиа ГМИИ им. А.С.Пушкина Ольга Шишко.


Павильон № 1

Павильон №1 «Центральный». Фото: АО «ВДНХ»
Павильон №1 «Центральный».
Фото: АО «ВДНХ»

Самый главный из павильонов ВДНХ. Во время реставрации тут был обнаружен масштабный горельеф Евгения Вучетича 1954 года «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», восстановление которого стало частью основного проекта Московской биеннале современного искусства 2015 года. Затем здесь повторили триумфальный проект лондонского Музея науки «Космонавты. Рождение космической эры», который готовился более трех лет и впервые в таком объеме представил за рубежом достижения советской и российской космической отрасли. В этом году реставрационные работы в павильоне продолжатся — вероятно, после их завершения это выигрышное пространство примет еще не один интересный проект.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
3
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
4
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
5
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+