18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ВДНХ: эпоха реставрации

№65
Материал из газеты

Выставочному комплексу вернули старое имя, но главное — ему пытаются вернуть прежний дух и одновременно найти новое применение историческим павильонам. Подробности грандиозной реставрации и реконструкции — в нашем репортаже

Художник Андрей Монастырский в 1986 году в эссе «ВДНХ — столица мира» писал: «ВДНХ — это Кащеево яйцо советской власти». Словно в подтверждение его давней реплики, читаем свежую, от 1 июня 2018 года, новость на официальном сайте выставки: «36 000 тонн асфальта и 15,5 километра нового бордюрного камня: завершены основные работы по благоустройству Центральной аллеи ВДНХ». Бордюрный камень — это, конечно, мем современной московской жизни, но интонации все же не совсем нынешние, а, скорее, из 1970-х или даже более ранних эпох. В том же сообщении посетителям предлагается «прогуляться от арки Главного входа […] до площади Промышленности, где расположены исторический парк „Россия — моя история“ (павильон № 57), центр „Космонавтика и авиация“ (павильон № 34 „Космос“) и экспозиция Политехнического музея (павильон № 26)». Прогулка едва ли доставит удовольствие. Недавняя фраза генерального директора АО «ВДНХ» Екатерины Проничевой о том, что «вся территория сейчас охвачена строительными работами», дает исчерпывающее представление о реальности. Работы по благоустройству, начатые прошлой весной, торопились завершить к чемпионату мира по футболу, но реставрация самих павильонов и всеобъемлющее обновление территории должны быть закончены в основном до конца года. Тогда пред нами и предстанет новая старая ВДНХ.

Возвращение в 1954 год

Приступая к реставрации объекта, первое, что необходимо определить, — на какой исторический момент его восстанавливать. В истории ВСХВ-ВДНХ можно выделить три таких главных этапа — это 1939-й, 1954-й, а также эпоху хрущевской оттепели, когда многие павильоны были перестроены в интернациональном модернистском стиле. Тогда же вместо представительств союзных республик появились отраслевые павильоны — отсюда их двойные названия.

Выставочный комплекс был передан в ведение Москвы в 2013 году, и первые годы ушли на противоаварийные мероприятия по спасению изношенных зданий и инфраструктуры. Затевая в 2016-м первую в истории основательную реставрацию ВДНХ, правительство столицы приняло решение взять за эталон выставку 1954 года. Именно тогда состоялось ее второе, послевоенное рождение. Но основана была ВДНХ (на тот момент ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в 1939-м — в том виде, в каком ее запечатлел Александр Пырьев в фильме «Свинарка и пастух».

Съемки проходили в начале войны. Хотя выставка закрылась, для Пырьева сделали исключение. Несколько кадров из фильма после XX съезда КПСС в 1956 году были изъяты, но сегодня они возвращены — мы видим там 25-метровый памятник Сталину. На его месте впоследствии появилась космическая ракета «Восток» высотой 38 м — но ведь и здания, окружавшие тогда площадь Промышленности, спроектированную в 1937-м главным архитектором ВСХВ Владиславом Олтаржевским, были ниже, пьедестал монумента был примерно одной с ними высоты, и смысловым центром площади становились, таким образом, не павильоны, а фигура вождя. 

Поскольку в качестве хронологического рубежа для реставрации принят именно этот, сталинский и ранний послесталинский период, перед реставраторами неизбежно встает моральная дилемма: нужно ли возвращать на ВДНХ все, что было убрано и демонтировано в период борьбы с культом личности? По крайней мере, этот вопрос должен возникать.

Прощание с оттепелью

За бывшей «Арменией» вдоль Центральной аллеи расположены павильоны № 14 «Азербайджан» (в прошлом «Вычислительная техника», «Азербайджанская ССР») и № 15 «Радиоэлектроника и связь» (раньше «Поволжье»). Все три в 1960-е годы были закрыты модернистскими фальш­фасадами из алюминиевого профиля — и не только они. Преобразились тогда, среди прочих, и павильоны «Металлургия» (бывший «Казахская ССР») и «Стандарты» (бывший «Молдавская ССР»), переданные сегодня образованным на месте союзных республик странам в долгосрочную, на 49 лет, аренду и реставрируемые, то есть приводимые к виду 1954 года, за их счет.

В 2014-м фальшфасады демонтировали и открыли оригинальные фасады, в основном неуничтоженные. В Департаменте культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) это известие было встречено с восторгом, и реставраторы принялись восстанавливать помпезный сталинский стиль. Историк архитектуры Анна Броновицкая опубликовала тогда статью «От ВСХВ к ВДНХ: трансформация выставочного ансамбля в Останкино в конце 1950-х — 1960-х гг.», в которой среди прочего сказано: «20 декабря 1954 года Н.С.Хрущев произнес программную речь, радикально перевернувшую представления о том, „что такое хорошо и что такое плохо“ в советской архитектуре. Сияющий золотом и мозаиками сказочный городок со всеми своими колоннадами, куполами и шпилями […] в одночасье превратился из триумфального свидетельства богатства и разнообразия советской культуры в донельзя перегруженный „излишествами“ анахронизм. Когда развитие выставочного комплекса в Останкино возобновилось в 1959 году, это произошло уже в совершенно иных культурных и политических условиях. Павильоны, построенные на ВДНХ до конца 1960-х годов, не просто воплотили в себе новый, модернистский этап развития советской архитектуры, они создавались в условиях прямого диалога с Западом и были важным каналом внедрения новой эстетики и строительных приемов в отечественную практику».

Мы говорим об эталонной Выставке достижений народного хозяйства 1954 года, когда была построена большая часть павильонов, но заработало все лишь в 1959-м, когда мода окончательно изменилась. Прежде всего за рубежом, но и у нас тоже — а ведь все версии ВДНХ начиная с 1939 года строились в ответ на западные аналоги. После прозрачного модернистского павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958-м, после легкого купола Ричарда Бакминстера Фуллера на Американской выставке в «Сокольниках» в 1959-м понятно было, что рог изобилия, извергающий золото и лепнину, безнадежно устарел. Пожалуй, оттепель — единственный период, когда ВДНХ пыталась соответствовать заявленной цели — быть выставкой достижений науки и техники. Устранение модернистских элементов можно считать, таким образом, окончательным прощанием с оттепелью. 

Что же они скрывали? Выразительный барельеф — погонщик со стадом — на казахском павильоне (там еще воссоздан стеклянный купол), рвущую глаз ярко-синюю майолику с красными звездами — на азербайджанском. Все это тот самый безудержный «сон пьяного кондитера», которым, по легенде, обозвал ВДНХ Федерико Феллини, когда его туда привезли. В самом плохом состоянии из открытых исторических фасадов оказалось «лицо» бывшего «Поволжья». Там сохранился витраж, но барельефы были в основном уничтожены после развенчания культа личности (Сталин фигурировал в них не единожды). Теперь фасад реставрируют, и сегодня Броновицкая задается резонным вопросом: восстановят ли их?

Показательна история с реставрацией Центрального (или Главного) павильона, одного из первых, отреставрированных снаружи. «Памятник Ленину, стоящий сейчас перед Центральным павильоном, долго стоял внутри его — в Купольном зале, под звездой», — говорит советник руководителя Мосгорнаследия Юлия Логинова. И добавляет: «До апреля 2014 года именно здесь находился музей телепрограммы „Поле чудес“». 

В этих стенах в 2015 году прошла VI Московская биеннале современного искусства, и обнаруженный незадолго до того горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» стоял тогда за стеклом с отвалившимися головами (в сравнительно небольшом рельефе, при 62-сантиметровой его глубине, скульптор ухитрился изобразить около полутора тысяч персонажей). На биеннале этот заключенный в раму гипс казался очень уместным произведением современного искусства. Потом головы приставили на место, затонировали под бронзу, и — вуаля! — памятник как живой.

В том же павильоне обнаружили еще одну крупную работу — живописное панно Александра Герасимова с изображением II Съезда колхозников и ударников 1937 года. Сюжет — Сталин выступает перед делегатами съезда. «Провисело панно не более десяти лет и, к счастью, не было уничтожено, — поясняет Логинова. — Его намотали на вал и убрали в подвал». К счастью, видимо, для Мосгорнаследия. Теперь панно более 12 м в длину и около 10 м в высоту отреставрируют, восстановят раму и, возможно, повесят на место. И его герой легитимно вернется на ВДНХ.

Это только один, хотя и принципиальный сюжет происходящей с ВДНХ трансформации. Важно, что многие павильоны уже поменяли или вот-вот поменяют свою функцию: в них планируется разместить музеи, часто никак исторически с ними не связанные.

Букет музеев

37 павильонов и 17 фонтанов на территории ВДНХ запланировано отреставрировать в 2017–2018 годах. Качество реставрации часто вызывает вопросы, но процесс не завершен, и обсуждать его пока трудно. При этом можно говорить о новом наполнении тех павильонов, которые не отданы бывшим союзным республикам. Например, филиал Государственного музея искусства народов Востока в павильоне № 13 — прелестном, поражающем деликатным сочетанием синей центральной части (еще 1939 года) и розовых боковых, отделанных минералами из Армении, — откроется сразу по завершении реставрации. Это будет не первый и не единственный музей на ВДНХ, всего их обещают 11.

В огромном отреставрированном павильоне № 58 (бывший «Земледелие» и «Украинская ССР») в 2019 году должен открыться Музей славянской письменности. На базе павильона № 19 («Механизация и электрификация сельского хозяйства») появится музей атомной отрасли. В павильоне № 28 «Пчеловодство» уже запущен пилотный проект — Музей пчелы. Бывший павильон «Узбекская ССР» (он же в прошлом «Культура») теперь выставочный зал РОСИЗО. А экс-«Поволжье», где недавно прошла выставка, посвященная истории мировой анимации, музеем не станет: здание передано Олимпийскому комитету.

Музей кино уже год функционирует в запрудной зоне в павильоне № 36 (бывший «Водное хозяйство»). Близость к ВГИКу и Киностудии им. М.Горького все же не оправдывает такую удаленность важного музея, открытого в стране впервые. Все это следствие давней борьбы за наследие Музея кино, выкидывания его фондов последовательно из Киноцентра на Красной Пресне и с «Мосфильма». В Музей кино вывезли и содержимое мемориального кабинета Сергея Эйзенштейна — хотя в распоряжении Союза кинематографистов РФ есть собственная квартира режиссера.

Политехнический музей останется, возможно, в павильоне № 26 и после завершения реставрации исторического здания на Лубянке. Некоторые экспонаты, составляющие экспозицию соседнего музея «Космонавтика и авиация» (павильон № 32–34 «Космос»), тоже оттуда.

Процесс адаптации павильонов к музейным функциям не всегда идет гладко. Заново «Космос» открылся в апреле, но мы не увидели там ожидаемых интерьеров и экспозиции, разработанных бюро «Архитекторы Асс». «Заказчик, мягко говоря, нас „отодвинул“ на стадии рабочего проекта и сделал все так, как ему было удобно и выгодно. В итоге, как это ни было тяжело, мне пришлось официально отказаться от авторства на завершенный объект», — написал у себя на странице в Facebook Евгений Асс. Концепция, по которой павильон, состоящий из купольного зала и эллинга, напоминал бы состыкованные космические аппараты, а интерьеры вызывали бы ассоциации с внутренней частью корабля, где подсветка должна была имитировать движение солнечного света внутри статичного объекта, выставочные модули — эллиптические галактики, а на экран-мембрану у главного входа проецировалось бы изображение спиралевидной галактики, видимое и снаружи здания, осталась в мечтах и на бумаге. 

Сейчас пространство «Космоса» так напичкано макетами и моделями космических аппаратов, двигателей, скафандров, что уже на десятой минуте просмотра посетитель устает от однообразной подачи. Да, там есть симуляторы, позволяющие представить себя за штурвалом космического корабля, и раздел, представляющий технику будущего, но образа музея будущего нет.

От ремесел до прудов

Неизменной останется вписанная в реестр объектов культурного наследия объемно-планировочная структура выставки: площади и аллеи, даже дорожки, их протяженность и направление. В основе этой структуры лежит план первой ВСХВ, нарисованный еще в 1935 году Олтаржевским. Изменятся, и кардинально, зонирование и функции комплекса. «Когда закончат [реставрацию и реконструкцию], это будет самая большая площадка для образовательных и развлекательных программ в мире, потому что уже решено присоединить к ВДНХ Останкинский парк и Ботанический сад», — заявил в феврале 2018 года мэр столицы Сергей Собянин.

Вот как это будет выглядеть. Слева от парадной части, сконцентрированной вокруг Центральной аллеи (61,6 га), появится тематический парк аттракционов (35 га) и 140-метровое колесо обозрения. Патологическая советская гигантомания, которую вполне олицетворяет собой ВДНХ, снова оказалась к месту и ко времени — новое колесо будет в разы выше 65-метрового старого, и его высота на 5 м будет превышать верхнюю отметку лондонского аттракциона «Око». 

Справа от центральной зоны, на участке в 20 га, начинающемся за «Рабочим и колхозницей», устроят «ВДНХ Экспо», где будут проводить до сотни разного рода выставок в год. Главный объект этой зоны — современный павильон № 75, в котором и сейчас проходят выставки и публичные мероприятия. Например, в мае там состоялся фестиваль «Интермузей».

Дальше, в глубине, обещают открыть «Парк знаний» (19 га), где школьникам предложат разнообразные возможности профориентации и знакомства с перспективными профессиями, и «Парк ремесел» (18,3 га), где будут сосредоточены десятки ремесленных мастерских. С одной стороны к парку «Останкино» (82 га), а с другой — к Ботаническому саду будет примыкать Ландшафтный парк (87 га), разбитый по последней моде (вспомним парк «Зарядье») на пять климатических зон. 

В Мичуринском саду, расположенном в Ландшафтном парке вдоль Большой прогулочной аллеи, обещают восстановить больше тысячи погибших плодовых деревьев, а в «Останкине», уже пережившем благоустройство, чистят — впервые! — пруды, сооруженные в 1803 году Робертом Маннерсом, главным смотрителем парка в усадьбе Шереметевых.
Из наиболее любопытного в этой природной экспозиции следует упомянуть ландшафтный аттракцион «Экосистемы», представляющий собой, согласно сайту ВДНХ, «инновационный формат ботанического сада, в виде четырех экосистем по географическому принципу», что бы это ни значило, и «Природу развлечений» в запрудной зоне, крайне мало посещаемой. Теперь там появятся пляж и зеленый лабиринт в виде шахматной доски вроде тех, какими украшали свои поместья французские аристократы.

Нынешний парк придумал тоже француз, архитектор Мишель Пена, спроектировавший много выдающихся объектов, в том числе Атлантический сад на крыше вокзала Монпарнас. Он автор концепции Ландшафтного парка. «Я взглянул на ВДНХ как на целую страну и понял, что главной задачей должно стать объединение всей территории в единое пространство: соединение Центральной аллеи и всех периферийных активностей», — приводит слова архитектора сайт ВДНХ. Посмотрим, как концепция будет реализована. На фоне глобального, не всегда оправданного переустройства ВДНХ природные объекты вызывают меньше всего вопросов. Во всяком случае, пока. 


Судьба тракториста

Скульптура «Tракторист и колхозница» на арке Главного входа (не путать с «Рабочим и колхозницей» Веры Мухиной!) отчасти повторяет одноименное довоенное изваяние, но это другой монумент. В 1939 году скульптурную группу «Tракторист и колхозница» Рафаила Будилова и Александра Стрекавина установили на 65-метровой башне Конституции, составлявшей единый ансамбль с Главным павильоном, возведенным в 1937–1939 годах.

В 1950-х павильон сломали; новый построили в подражание Адмиралтейству со шпилем, а скульптуру, которая должна была венчать новую 32-метровую арку Главного входа, постановили сделать похожей на старую. Ее создавала группа скульпторов под руководством Сергея Орлова. «Скульптуры отличаются и размерами, — рассказывает Юлия Логинова, советник руководителя Мосгорнаследия. — В 1939 году „Tракторист и колхозница“ были 13,5 м в высоту.

В 1950-е было принято решение изменить сюжет и уменьшить размер до 8,5 м».Тракторист нового образца держит сноп колосьев над головой обеими руками, и колхозница ему помогает, а в 1939-м тракторист одной рукой обнимал подругу. Новая скульптура сделана из меди — первый же вариант был из бетона и покрыт золотой смальтой. Смальтовое «золочение», позволяющее получить до пяти разных оттенков золота, использовалось на ВДНХ повсеместно, как и штукатурка терразитом — так называется включение в штукатурку кусочков мрамора или слюды, чтобы стены сверкали на солнце. Терразит присутствует, в частности, в отделке арки Главного входа.


«Свинарка и пастух»

В кадрах фильма «Свинарка и пастух» интересен не только памятник Сталину, но и конструктивистский эллинг за ним — павильон «Механизация» (его сломали, но позже повторили конструкцию, сегодня это часть «Космоса»), причем открытый — торцевых стен не было (ВСХВ работала только в теплое время года). По первоначальному плану павильоны, в основном деревянные, должны были работать всего 100 дней. Начав строительство ВСХВ в 1935-м, ее должны были открыть в июле 1937-го, но не успели. Не открыли и через год, попутно расстреляв руководившего процессом наркома земледелия Михаила Чернова. Строительство продолжалось после того, как были репрессированы следующий нарком земледелия и председатель Главвыставкома Роберт Эйхе и архитектор Вячеслав Олтаржевский. Последний учился в Нью-Йорке, участвовал в строительстве небоскребов, оттуда его сманили постом главного архитектора будущей ВСХВ; освободившись в 1942-м, стал крупнейшим советским теоретиком высотного строительства. Срок службы павильонов тем временем продлили на пять лет.


Градостроительный статус

В 2015 году приказом Минкультуры РФ ВДНХ обрела статус достопримечательного места федерального значения, с принятием градостроительных регламентов для всей его территории. До этого как объекты культурного наследия охранялись 45 зданий и сооружений, а также планировочная структура ВДНХ. Прежде (с 2001 года) вся выставка и некоторые окрестности входили в состав объединенной охранной зоны, что тоже позволяло устанавливать регламенты и режимы использования, но с более строгими ограничениями. В охранной зоне строительство допускается только в качестве регенерации объектов историко-градостроительной среды. На территории же достопримечательного места закон допускает существование зон с различными регламентами: где-то строительство запрещено, где-то можно возводить только разборные павильоны, а где-то и капитальные здания, с единственным ограничением — строить можно с разрешения госоргана охраны культурного наследия. Иными словами, статус достопримечательного места позволяет управлять процессом вручную. Новый статус позволил ввести в эксплуатацию Океанариум (теперь Москвариум) рядом с павильоном «Космос» и другие объекты, построенные в нарушение существовавших ранее норм.


Пойти в музей

Музеи на территории ВДНХ — разного подчинения. Единой билетной программы не существует, и в каждый музей нужно покупать отдельный билет. Вход в центр «Космонавтика и авиация» без учета льгот (но и без экскурсии) стоит 500 руб. (как
в Третьяковку), в Политехнический музей — 400 руб. (в выходной день), в Музей кино — 300 руб.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+