Музей кино открылся на ВДНХ

Впервые более чем за десять лет музей обрел постоянный дом в павильоне № 36

Экспонаты Музея кино. Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ
Экспонаты Музея кино.
Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ

Открытие Музея кино на ВДНХ прошло в торжественной обстановке. Осмотреть новое здание приехали министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, режиссер, председатель Союза кинематографистов Никита Михалков и другие почетные гости. Сергей Собянин напомнил, что открытие музея стало частью плана по созданию музейного города на ВДНХ, куда войдет более десятка институций. Многие из них, в том числе Музей ВДНХ в крыле арки Главного входа и центр «Космонавтика и авиация» в отреставрированном павильоне № 32–34 «Космос», должны открыться в следующем году. Решение о том, что свое здание на выставке получит Музей кино, было принято в 2015 году — именно тогда был подписан договор о долгосрочной аренде павильона. Спустя два года, которые потребовались для капитального ремонта и приспособления здания, музей открылся сразу тремя экспозициями.

Экспозиция Музея кино. Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ
Экспозиция Музея кино.
Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ

Самая крупная из них, «Лабиринт истории», пробудет здесь дольше всего, но и она не станет постоянной: главную экспозицию обещают менять каждые три-четыре года. Сейчас в замысловатом выставочном пространстве, действительно напоминающем лабиринт, показывают историю российского кинематографа с дореволюционных времен, когда он был скорее аттракционом, чем искусством, и до перестроечного кино. Состав экспонатов (их 1,5 тыс.), на основе которых эта история рассказывается, разнообразен. Здесь есть как очевидные вещи вроде афиш и транслируемых на экранах фрагментов кинолент, так и экспонаты, добавляющие большой истории персональное измерение, например личные вещи и рукописи Дзиги Вертова или трогательные письма и подарки поклонников Любови Орловой.

Министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, директор Музея кино Лариса Солоницына, а также кинорежиссеры Владимир Бортко и Никита Михалков, сценарист Александр Адабашьян на открытии Музея кино на ВДНХ. Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ
Министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, директор Музея кино Лариса Солоницына, а также кинорежиссеры Владимир Бортко и Никита Михалков, сценарист Александр Адабашьян на открытии Музея кино на ВДНХ.
Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ

Еще одна выставка, «Кино — это звезды», по смыслу продолжает основную экспозицию. В просторном зале на втором этаже разместилась галерея великих актрис и актеров российского кино, представленных портретами из фототеки музея.

Экспозиция Музея кино. Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ
Экспозиция Музея кино.
Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ

Третьей выставкой стала «Анна. Прибытие поезда», в которой роман Льва Толстого совместили с фильмом братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьотта». Сходство нашлось не только в важной роли поездов. Произведения практически ровесники, и в этом году исполнилось 140 лет с момента завершения публикации «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник». Основой экспозиции послужила недавно закупленная музеем коллекция костюмов к одноименному фильму Сергея Соловьева 2009 года.

Павильон № 36 на ВДНХ, в котором разместился Музея кино. Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ
Павильон № 36 на ВДНХ, в котором разместился Музея кино.
Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ

По словам директора музея Ларисы Солоницыной, до последнего времени фонды комплектовались без какого-либо плана. «Наша коллекция хороша, но она собиралась спорадически, — рассказала она TANR. — Сейчас у нас уже существует план комплектования, исходя из которого, мы прежде всего заполним лакуны, которые у нас есть по конкретным персонам и историческим периодам. Кроме того, мы уже сейчас начали переговоры с продюсерами и режиссерами современных отечественных фильмов, чтобы пополнять нашу коллекцию и этим материалом тоже. Мы понимаем, что для нас это современники, а через 100 лет это будет историей, и она должна сохраняться».

Экспозиция Музея кино. Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ
Экспозиция Музея кино.
Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ

В 2018 году в Музее кино откроется единственная неизменная часть экспозиции — мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна, где будут выставлены его личные вещи, рисунки и рукописи. Его перевезут в павильон № 36 из квартиры режиссера на Смоленской площади, где они хранились до сих пор.

Экспозиция Музея кино. Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ
Экспозиция Музея кино.
Фото: Александр Скворцов/Пресс-служба ВДНХ

Основным вектором развития для музея останется отечественный кинематограф, причем рассказывать о нем будут не только россиянам: кинопрограммы и выставки планируется вывозить за рубеж. Однако, по словам директора музея, поскольку никакой национальный кинематограф не существует в отрыве от мирового, здесь будут проходить и показы, включающие мировое кино, и зарубежные выставки, которые музей готов принимать на своей площадке. Уже сейчас кинопросмотры (правда, пока только российского кино) проходят в трех музейных залах, оснащенных техникой, позволяющей показывать кино как с электронных носителей, так и на пленке. Вскоре должна открыться для посетителей медиатека, где в электронном виде будут доступны материалы, находящиеся в фондах музея.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+