Гордо реет знамя супрематизма

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

В текущем году супрематизм и его основатель захватили выставочные залы и аукционы. Проект Малевича со товарищи продолжается, теперь уже в экспортном исполнении, как это и задумывалось изначально. Об этом колонка Ильдара Галеева для TANR

Казимир Малевич. 1925 г. Фото: Государственный Русский музей
Казимир Малевич. 1925 г.
Фото: Государственный Русский музей
Ильдар Галеев, издатель, основатель и владелец «Галеев­-галереи»
Ильдар Галеев, издатель, основатель и владелец «Галеев­-галереи»

Во всемирную победу супрематизма мало кто верил. Рождался он на берегах Невы в 1915-м, в обстановке патриотического подъема масс и антивоенных настроений отдельной прослойки. Россия исправно исполняла свою роль на внешнеполитической сцене, пушками и штыками приучая весь мир уважать себя. Казнокрадам и политическим шулерам внутри страны это было только на руку: экономика давала сбои, народ безмолвствовал и терпел, как его этому и учили. А потом грянул гром, и вместе со сменой декораций потребность в «новых системах в искусстве» (книжку с таким названием Казимир Малевич написал и издал в 1919 году в Витебске) оказалась неизбежностью. Супрематизм обрел свою столицу там, где, в отличие от Москвы и Петрограда, считался не ересью, не опиумом, а вполне себе государственной, хотя бы и локального действия, идеологией. Витебск, где новейшие живописно-пластические опыты апробировались легально и с одобрения властей, получил это право в награду за свою верность идеалам культурной революции: сначала Шагал, а потом и Малевич здесь готовили плацдарм для завоевания если и не всего мира, то уж мира искусств точно.

Витебск и сегодня играет первую скрипку, находясь в статусе вечного и несменяемого символа супрематизма, по крайней мере на выставке в Центре Помпиду, только что завершившейся в Париже, где экспонатам из витебского музея, как и текстам его сотрудников, было уделено особое внимание. Надо отдать должное парижским кураторам: они не стали разыгрывать политическую карту и называть Витебск колыбелью белорусского авангарда. Хотя могли бы — по примеру киевских коллег, всерьез настаивающих на украинском генезисе Малевича (об этом — монография Жан-Клода Маркаде, вышедшая в Киеве в издательстве «Родовид» в 2013 году).

После французских гастролей выставка осенью перемещается за океан, в Нью-Йорк, вероятно с незначительными изменениями в составе. Однако название будет сохранено: оно отражает доминирование трех основных фигурантов витебской коммуны («Шагал, Лисицкий, Малевич»), хотя в экспозицию включены работы 33 художников. И в этом своя логика: 33 богатыря надежно прикрывают тыл трем источникам и трем составным частям авангардного искусства. Тот фон, который они собой формируют, та среда, что ими наполняется, напоминают пестрое одеяло из лоскутков: Пэн и Добужинский, Фальк и Розанова, Кандинский и Клуцис, Гончарова и Кобро. На первый взгляд, в одном котле — неудобоваримо. Но при пристальном рассмотрении такая роскошная панорама имен, характеров и явлений доходчиво объясняет, почему в Витебске все развивалось достаточно споро и как за неполные три года оказались возможны столь грандиозные преобразования. Времени было отпущено катастрофически мало, хроника событий этой трехлетки — своего рода кардиограмма молодого организма, тела нового искусства. Амплитуда скачков напряжения поразительна: от «домашнего» символизма до ультрарадикальной беспредметности. Очень хорошо выявлено поколение «подростков супрематизма» (они же «подранки соцреализма»): Магарил, Якерсон, Юдин, Суетин, Хидекель. На витебских фотографиях 1919–1921 годов они выглядят еще птенцами, взрослеющими под неусыпным оком Ермолаевой, Малевича и Лисицкого.

А накануне выставки в Центре Помпиду две грандиозные ретроспективы прошли в Москве: одна — Лисицкого (Государственная Третьяковская галерея и Еврейский музей), другая — Малевича (ВДНХ, «Рабочий и колхозница»).

Все эти долгие десятилетия до Лисицкого в России, как это ни странно, руки так и не доходили. Подобного масштаба показ творчества одного из ключевых художников века состоялся впервые. Выставка показала Лисицкого многогранным мыслителем, идеи которого оказали влияние на целые направления в искусстве: фотографию, плакат, архитектуру, книжный дизайн, станковую живопись. Лисицкий, как человек-пароход, мог бы заменить собой Баухаус, если бы у нас в стране нашлась такая институция. Оценивая московскую экспозицию, понимаешь, чего не хватало в залах Центра Помпиду. Не было того, что говорило бы о влиянии идей витебского копирайта на художников — как современников, так и последующих поколений; об интернациональной природе супрематизма; о коррекции или даже формировании новых традиций по результатам экспериментов в Витебске. Обозначив лишь «краткий курс истории» (1918–1922), кураторы лишили зрителя возможности взглянуть на витебские события как на феномен в искусстве и педагогике, продолжительный во времени и пространстве.

Выставка Малевича «Не только „Черный квадрат“» на ВДНХ под кураторством Александры Шатских обрела контуры научно-популярного образовательного курса. Она давала представление не только о художнике, но и о тех явлениях культуры, которые гений супрематизма так или иначе был вынужден принимать во внимание. Приятно было видеть, как отдельные пред- ставители молодежи, до того считавшие Малевича не более чем автором холста, который «может нарисовать любой лох», набирались знаниями о шагах художника по пути к «Черному квадрату» — от скромных журнальных иллюстраций и военно-патриотических плакатов к серьезным открытиям в живописи и пространственным трехмерным объектам. Ценность выставки представляется необычайно высокой: она объясняет зрителю сложнейшие теории простым и доступным языком, без высокомерия и надуманного превосходства ученого над неучем.

Другие события года, связанные с героями супрематизма, относятся к практике аукционной торговли. В мае Christie’s с большой помпой объявил о продаже в Нью-Йорке холста Малевича «Супрематическая композиция» (1916). В печати и соцсетях вокруг этого события развернулась нешуточная полемика с политическим подтекстом: окажется ли самое дорогое произведение русской живописи русским же приобретением? способно ли оценить важность этого холста для страны российское государство? будет ли оно вступать в схватку с иноземцами за право владения этим раритетом национального значения? Сетевой тотализатор ни к чему не привел: картина ушла анонимному западному инвестору за вполне разумные деньги — $86 млн. Факт продажи укрепил устоявшуюся парадигму художественного рынка: самые дорогие картины из России — супрематические.

А 20 июня в Лондоне на аукционе Bonhams Малевич выстрелил вновь. В этом ему помог легендарный архивариус русского авангарда, покойный Николай Иванович Харджиев, трагическая фигура которого за последние два десятилетия стала поводом для сплетен и пересудов, а его архив — объектом долгих межгосударственных переговоров. Часть этого архива, едва не пропавшего с радаров исследователей, все же оказалась русской добычей. В июле бесценные для историков искусства документы пересекли границу российской таможенной зоны и теперь находятся в Москве. Многострадальный чемоданчик с бумагами Малевича, «из дальних странствий возвратясь», отныне доступен для научной работы и публикаций.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+