18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из Витебска в Париж: кузница кадров русского авангарда в Центре Помпиду

№61
Материал из газеты

Шагал, Лисицкий, Малевич и их ученики приедут в полном составе

Феерический проект в духе знаменитого музея — 250 произведений знаковых фигур русского ренессанса начала ХХ века из Третьяковской галереи, Русского музея, Стеделейка в Амстердаме, МоМА в Нью-Йорке, музея Людвига в Кельне, музеев Витебска и Минска, собраний европейских и американских фондов и частных коллекционеров. Поводом для показа короткой и яркой вспышки на звезде по имени Витебск стало 100-летие назначения Марка Шагала уполномоченным Коллегии по делам искусств Витебской губернии. Кроме имен в названии выставки, на ней показаны преподаватели и выпускники основанного Шагалом Витебского народного художественного училища (ВНХУ): Вера Ермолаева, Николай Суетин, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Лев Юдин, Давид Якерсон.

В начале 1917 года Временное правительство окончательно упразднило черту оседлости — и Шагал стал полноправным российским гражданином. Позже в блистательной автобиографии «Моя жизнь» он скажет ключевые слова о последующих событиях и своем кредо: «Ленин перевернул ее (Россию. — TANR) вверх тормашками, как я все переворачиваю на своих картинах… Улыбающийся нарком Луначарский принимает меня в своем кабинете в Кремле. В Витебск я возвращаюсь накануне 1-й годовщины Октябрьской революции. Я собрал всех маляров и мастеров по вывескам: вы станете на время моими учениками… Комиссары были недовольны, почему корова зеленая, а лошадь летает по небу? Что у них общего с Марксом и Лениным?»

Общее в первое время находилось. ВНХУ открылось в январе 1919 года, Шагал был директором до середины 1920-го, когда после конфликта с Казимиром Малевичем, отбившим у него всех учеников, покинул Витебск. Малевич, Эль Лисицкий, пригласивший его в ВНХУ, и Ермолаева достали козырного туза — основали Уновис («Утвердители нового искусства»), создали первые «проуны», поддержали Суетина, Хидекеля и других студентов училища, создавших свои первые супрематические композиции. Пока по небу летали лошади, комиссары еще терпели, но, когда стали парить разноцветные квадраты и прямоугольники, им надоело. В 1922 году преемник ВНХУ Государственный художественно-практический институт выпускает свой первый и последний курс и закрывается из-за прекращения финансирования.

Если следовать хронологии, то эпиграфом к выставке можно назначить две картины Василия Кандинского 1916 года — «Москва. Зубовская площадь» и «Москва. Красная площадь». За ними следуют шагаловские «Над городом», «Двойной портрет с бокалом вина» и «Венчание». «Война дворцам» — эскиз панно для праздничного оформления Витебска к первой годовщине Октябрьской революции. За ним логично следуют эскиз Суетина «Вагон со знаком Уновис для поездки в Москву» и проект трибуны Уновис с надписью: «Кто не трудится, тот не ест».

Супрематические композиции и «архитектоны» Малевича западной публике известны, как и композиции Суетина. Но вряд ли она слышала о витебской школе, представленной графикой Ханны Каган, Ивана Кудряшова (создателя отделения Уновис в Оренбурге), Ефима Рояка, Льва Юдина. Модель памятника Карлу Либкнехту и вовсе экзотика. Давид Якерсон водрузил вполне реалистический бюст, вырезанный из сырого цемента, на белый архитектон. Памятник установили в Витебске в саду «Липки» в 1920 году. Он продержался около трех лет и был снесен «за формализм». 

Центр Жоржа Помпиду
Шагал, Лисицкий, Малевич. Русский авангард в Витебске (1918–1922)
28 марта – 16 июля

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+