The Art Newspaper Russia
Поиск

Пропавшая переписка Малевича из архива Харджиева куплена российским коллекционером

Документы, среди которых есть письма основателя супрематизма Луначарскому и Матюшину, уже привезены в Москву и вскоре будут опубликованы

Казимир Малевич и Николай Харджиев в Немчиновке. 1933. Фото: РГАЛИ

Казимир Малевич и Николай Харджиев в Немчиновке. 1933. Фото: РГАЛИ

Часть архива Казимира Малевича, считавшаяся утерянной, была выставлена на торги аукционным домом Bonhams. «340-страничная коллекция, освещающая его художественную деятельность и личную жизнь на общественно-политическом фоне советской эпохи», как написано в аукционном каталоге, была оценена в £150–250 тыс.

Среди документов — рукопись письма Анатолию Луначарскому, 8 писем поэту Григорию Петникову, 16 писем и открыток Михаилу Матюшину (1910–1930), 6 писем Ивану Клюну, машинописный экземпляр с правкой от руки «Введения в теорию прибавочного элемента в живописи» (Витебск, 1920), обращения к участникам Уновиса — ко всем вместе и отдельные послания Николаю Суетину и Вере Ермолаевой, машинописные экземпляры статей и эссе самого Малевича, материалы о западных художниках, творчество которых интересовало отца супрематизма.

Ряд этих документов неизвестен исследователям, другие были опубликованы ранее. Например, письмо Малевича Луначарскому, часто упоминаемое благодаря фразе «Очень жаль, что Правда захватила в свои руки всю правду и тем самым не может поместить ответа ибо сие почти все ложь» (здесь и далее — орфография и пунктуация Малевича), было напечатано в вышедшем в 2004 году двухтомнике «Малевич о себе. Современники о Малевиче». (Кстати, в этом письме есть и такие запоминающиеся слова: «Итак революция произошла в харчах, но в мозгах никакой».) Одна из составителей сборника, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар рассказала, что во время работы над ним получила ксерокопии нескольких писем Малевича, в том числе Луначарскому. Они были опубликованы в двухтомнике, за исключением одного письма Матюшину. Местонахождение оригиналов было обозначено как частная коллекция. Если письмо Луначарскому (Вакар предполагает, что оно не было отправлено) написано аккуратно, то почерк письма Матюшину — стремительный: «Дорогой Михаил Васильевич. Откапывается большой клад, и как только кончится война, мы на гребне волны. Бросайте кисть и готовьте музыку…» В поздних письмах к Петникову уже тяжелобольной Малевич пишет, как прекрасна «дикая природа» и ее «беспредметная музыка».

У исследователей русского авангарда не было сомнений, что выставленные Bonhams на торги материалы принадлежат к огромному документально-художественному архиву Николая Харджиева (1903–1996), видевшего свою миссию в сохранении памяти о художественном и литературном авангарде и посвятившего этому делу почти всю жизнь. Как известно, судьба этого поистине бесценного собрания, как и его владельца, чрезвычайно драматична. Часть документов была передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), после того как в 1994 году их конфисковали на таможне при попытке вывоза из страны. Другую значительную часть собрания удалось нелегально переправить в Амстердам, куда в 1993 году уехал и сам Харджиев. Только в 2011 году, после длительных переговоров с нидерландскими властями, ее также передали в РГАЛИ и началась работа по описанию и систематизации этих документов. В октябре 2017 года в фонде IN ARTIBUS в Москве открылась выставка, на которой впервые были публично показаны материалы из этого собрания; открытие приурочили к выходу из печати первого из трех томов архива Харджиева.

Но дело в том, что архив этот нельзя считать полностью восстановленным. Часть его — документы и произведения искусства, в том числе Казимира Малевича, — была утрачена в процессе нелегального вывоза за границу или просто украдена. И если о супрематических картинах из собрания Харджиева хорошо известно — кто, каким путем и при каких обстоятельствах стал их владельцем, а потом продал, — то о судьбе пропавших документов информации мало. Хотя о трагической истории главного архивариуса русского авангарда написаны книги и множество статей.

Естественно, что появление в аукционном каталоге Bonhams лота The Life and Times of Kazimir Malevich вызвало вопрос, имеет ли нынешний владелец архива законные права на него. И когда аукционный дом в июне снял письма и документы Малевича с торгов, можно было бы счесть это решение проявлением разумной осторожности. Однако архив был куплен российским коллекционером, чье имя не разглашается, и уже привезен в Москву.

Ильдар Галеев, издатель и основатель «Галеев-галереи», принимавший участие в этой покупке, в беседе с сотрудниками Bonhams, готовящими документы к продаже, выяснил, что выставивший их на торги американский коллекционер владел архивом на законных основаниях, поскольку если к предыдущему владельцу, шведу, бумаги попали и нечестным путем, то срок давности преследования за это преступление — 25 лет — истек. Американский коллекционер несколько лет назад уже пытался продать на аукционе одно из писем Малевича, но был разочарован: его никто не купил. На этот раз все кончилось хорошо и для него, и для Малевича. Новый владелец 340 страниц архива основателя супрематизма обещает их публикацию. Подготовит ее Ильдар Галеев, он же предполагает сделать выставку вновь обретенных документов, рассказывающих о Малевиче на «общественно-политическом фоне советской эпохи».

Материалы по теме
Просмотры: 69868
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
Международный арт-проект от Hyundai Motorstudio Human (un)limited
Серия выставок современного искусства Human (un)limited — это новый международный арт-проект Hyundai Motorstudio, организованный совместно с австрийской медиаарт-группой Ars Electronica, который сейчас проходит в трех городах: Москве, Пекине и Сеуле. В Hyundai Motorstudio Moscow проект Human (un)limited представлен работой российского современного художника Егора Крафта.
16 февраля 2020
9
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
10
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru