18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда

№65
Материал из газеты

Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера

Легендарный коллекционер русского авангарда Георгий Костаки (1913–1990) уехал из СССР на свою историческую родину в Грецию в 1978 году, оставив, как известно, значительную часть своего собрания Третьяковской галерее. Но и то, что он смог взять с собой, представляло и представляет огромный интерес и для историков искусства, и для широкой публики. 
После смерти Георгия Дионисовича Греция выкупила у его наследников эти произведения вместе с богатым архивом, передав экспонаты в 2000 году в ведение Государственного музея современного искусства в Салониках. 

По прошествии лет в музее, руководимом Марией Цанцаноглу, начался процесс обновления и реорганизации экспозиции. Отчасти это связано с возникновением нового музейного объединения Metropolitan Organization of Museums of Visual Arts (MOMus), но конкретно для этой институции в Салониках изменения носят еще и концептуальный характер. В 2017 году здесь создан комитет по развитию, который возглавила наша соотечественница Кристина Краснянская, учредитель Heritage Art Foundation. «Мы не только приняли участие в создании новой экспозиции музея, — сказала она TANR, — но и разработали обширную образовательную и научную программу. На базе знаменитой коллекции Георгия Костаки будет основан исследовательский центр русского авангарда, создана библиотека редких книг о русском искусстве этого периода, на постоянной основе начнет работать лекторий, где будут выступать ведущие мировые специалисты по авангарду». 

В свою очередь  член попечительского совета музея в Салониках, основатель благотворительного фонда AVC Charity Андрей Чеглаков добавляет: «То, что половина этого знаменитого собрания находится сегодня в европейском музее, способствует продвижению русской культуры на Западе, но и одновременно накладывает на нас дополнительные обязательства».
Нынешняя временная выставка «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» послужит прообразом будущей постоянной экспозиции. По словам ее кураторов Наталии Автономовой и Аллы Лукановой, она структурирована между двумя полюсами: «предавангардом», включающим работы символистского, импрессионистического и неопримитивистского толка, и «пост­авангардом» с произведениями 1930-х годов. 

В таком хронологическом обрамлении представлен авангард классический — работы Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Надежды Удальцовой, Владимира Татлина, Павла Филонова и многих других авторов. 

В качестве дизайнеров выставки выступили москвичи Кирилл Асс и Надя Корбут. А издательство ABC-Design подготовило каталог на греческом и английском языках. Сверхзадача проекта — продемонстрировать на материале части коллекции Костаки историческую и творческую связанность разных этапов в развитии русского авангарда. Под «Рестарт» отведено сейчас все пространство музея, и такой формат должен сохраниться и в будущем. 

Государственный музей современного искусства
Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт
До 16 сентября

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+