18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Греции оцифровали авангард для выставки о революции

52-й Фестиваль Димитрия в Салониках открылся выставкой «Революция в искусстве»

К теме русской революции в Салониках решили подойти с традиционной стороны, показав русский авангард, тем более что за материалом далеко ходить не надо: в местном Государственном музее современного искусства хранится одна из двух частей коллекции Георгия Костаки, внушительного собрания российского искусства начала прошлого века. Однако в проекте «Революция в искусстве», который проходит на территории Международной ярмарки в Салониках, подлинников из знаменитого собрания увидеть не удастся: все экспонаты были оцифрованы, дополнены хрестоматийными вещами из Третьяковской галереи и Русского музея и превращены в мультимедийную экспозицию, где работы проецируются на 19 больших экранов, сменяя друг друга. По словам вице-мэра Салоник Элли Крисиду, формат цифровой выставки был выбран специально для того, чтобы погрузить зрителя в атмосферу произведений и сопровождавших их политических и социальных перемен.

Перед входом на выставку вас встречает хронологическая таблица с главными историческими и культурными событиями за период с 1905 по 1924 год. Как рассказала директор Государственного музея современного искусства в Салониках Мария Цанцаноглу, которая участвовала в создании экспозиции, одной из задач организаторов было показать, что русская революция не была делом одного 1917 года, а имела свою предысторию и последствия, а искусство развивалось в контексте социальных и технологических перемен. По слова Игоря Воронкова, научного консультанта выставки, создатели старались продемонстрировать, как исторические события влияли на развитие искусства, и поэтому, несмотря на то что на выставке есть немало документальных материалов, акцент здесь сделан все же на эмоциональную составляющую. Это не архивная выставка-исследование — зрителя, скорее, погружают в атмосферу времени.

Предваряет основную экспозицию темный коридор с отверстиями в стенах. Заглянув в них, по правую руку можно увидеть кинохронику императорской семьи при полном параде, а слева — крестьян, причем фотографии умытых и наряженных моделей Сергея Прокудина-Горского здесь совмещены с документальными съемками далеко не таких благообразно выглядящих трудяг.

Документальные кадры Кровавого воскресенья 9 января 1905 года в первом зале, посвященном царскому времени, перетекают в «Октябрьскую идиллию» (1905) Мстислава Добужинского и репинскую «Манифестацию 17 октября 1905 года» (1907), а на соседнем экране показывают пути развития искусства от символизма к кубофутуризму. Во втором большом разделе экспозиции, охватывающем Первую мировую и Гражданскую войны, показаны фрагменты из книги Ольги Розановой и Алексея Крученых «Вселенская война. Ъ» (1916), смонтированные с реальными фронтовыми снимками. Рядом на двух больших экранах сопоставляются подлинные хроники Гражданской войны и сцены из фильма «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна, а на другом экране демонстрируются образцы раннего авангарда. Последняя глава выставки, послереволюционная, самая обширная: здесь есть и эскизы памятника III Коммунистическому интернационалу Владимира Татлина, и проецирующиеся на пол орнаменты для тканей Любови Поповой и Варвары Степановой, которые стали самым запоминающимся образцом искусства для народа, и инфернальное видео по мотивам «Восстания» (1924–1925) Климента Редько. Завершают выставку две крупнейшие фигуры в искусстве революционного времени: на видео с «Автопортретом» (1910) Казимира Малевича проступают его супрематические работы, а в небольшом кинозале можно посмотреть отрывки из фильмов Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925), «Стачка» (1924) и «Октябрь» (1927).

Выставка «Революция в искусстве» открыла 52-й Фестиваль Димитрия, который в Салониках ежегодно организует городская администрация. На протяжении месяца фестиваль объединяет художественные, музыкальные, театральные и танцевальные проекты по всему городу.

HELEXPO
Революция в искусстве
До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+