18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Греции оцифровали авангард для выставки о революции

52-й Фестиваль Димитрия в Салониках открылся выставкой «Революция в искусстве»

Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция. Фото: George Kogia
Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция.
Фото: George Kogia

К теме русской революции в Салониках решили подойти с традиционной стороны, показав русский авангард, тем более что за материалом далеко ходить не надо: в местном Государственном музее современного искусства хранится одна из двух частей коллекции Георгия Костаки, внушительного собрания российского искусства начала прошлого века. Однако в проекте «Революция в искусстве», который проходит на территории Международной ярмарки в Салониках, подлинников из знаменитого собрания увидеть не удастся: все экспонаты были оцифрованы, дополнены хрестоматийными вещами из Третьяковской галереи и Русского музея и превращены в мультимедийную экспозицию, где работы проецируются на 19 больших экранов, сменяя друг друга. По словам вице-мэра Салоник Элли Крисиду, формат цифровой выставки был выбран специально для того, чтобы погрузить зрителя в атмосферу произведений и сопровождавших их политических и социальных перемен.

Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция. Фото: George Kogia
Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция.
Фото: George Kogia

Перед входом на выставку вас встречает хронологическая таблица с главными историческими и культурными событиями за период с 1905 по 1924 год. Как рассказала директор Государственного музея современного искусства в Салониках Мария Цанцаноглу, которая участвовала в создании экспозиции, одной из задач организаторов было показать, что русская революция не была делом одного 1917 года, а имела свою предысторию и последствия, а искусство развивалось в контексте социальных и технологических перемен. По слова Игоря Воронкова, научного консультанта выставки, создатели старались продемонстрировать, как исторические события влияли на развитие искусства, и поэтому, несмотря на то что на выставке есть немало документальных материалов, акцент здесь сделан все же на эмоциональную составляющую. Это не архивная выставка-исследование — зрителя, скорее, погружают в атмосферу времени.

Предваряет основную экспозицию темный коридор с отверстиями в стенах. Заглянув в них, по правую руку можно увидеть кинохронику императорской семьи при полном параде, а слева — крестьян, причем фотографии умытых и наряженных моделей Сергея Прокудина-Горского здесь совмещены с документальными съемками далеко не таких благообразно выглядящих трудяг.

Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция. Фото: George Kogia
Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция.
Фото: George Kogia

Документальные кадры Кровавого воскресенья 9 января 1905 года в первом зале, посвященном царскому времени, перетекают в «Октябрьскую идиллию» (1905) Мстислава Добужинского и репинскую «Манифестацию 17 октября 1905 года» (1907), а на соседнем экране показывают пути развития искусства от символизма к кубофутуризму. Во втором большом разделе экспозиции, охватывающем Первую мировую и Гражданскую войны, показаны фрагменты из книги Ольги Розановой и Алексея Крученых «Вселенская война. Ъ» (1916), смонтированные с реальными фронтовыми снимками. Рядом на двух больших экранах сопоставляются подлинные хроники Гражданской войны и сцены из фильма «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна, а на другом экране демонстрируются образцы раннего авангарда. Последняя глава выставки, послереволюционная, самая обширная: здесь есть и эскизы памятника III Коммунистическому интернационалу Владимира Татлина, и проецирующиеся на пол орнаменты для тканей Любови Поповой и Варвары Степановой, которые стали самым запоминающимся образцом искусства для народа, и инфернальное видео по мотивам «Восстания» (1924–1925) Климента Редько. Завершают выставку две крупнейшие фигуры в искусстве революционного времени: на видео с «Автопортретом» (1910) Казимира Малевича проступают его супрематические работы, а в небольшом кинозале можно посмотреть отрывки из фильмов Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925), «Стачка» (1924) и «Октябрь» (1927).

Выставка «Революция в искусстве» открыла 52-й Фестиваль Димитрия, который в Салониках ежегодно организует городская администрация. На протяжении месяца фестиваль объединяет художественные, музыкальные, театральные и танцевальные проекты по всему городу.

HELEXPO
Революция в искусстве
До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+