18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Греции оцифровали авангард для выставки о революции

52-й Фестиваль Димитрия в Салониках открылся выставкой «Революция в искусстве»

Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция. Фото: George Kogia
Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция.
Фото: George Kogia

К теме русской революции в Салониках решили подойти с традиционной стороны, показав русский авангард, тем более что за материалом далеко ходить не надо: в местном Государственном музее современного искусства хранится одна из двух частей коллекции Георгия Костаки, внушительного собрания российского искусства начала прошлого века. Однако в проекте «Революция в искусстве», который проходит на территории Международной ярмарки в Салониках, подлинников из знаменитого собрания увидеть не удастся: все экспонаты были оцифрованы, дополнены хрестоматийными вещами из Третьяковской галереи и Русского музея и превращены в мультимедийную экспозицию, где работы проецируются на 19 больших экранов, сменяя друг друга. По словам вице-мэра Салоник Элли Крисиду, формат цифровой выставки был выбран специально для того, чтобы погрузить зрителя в атмосферу произведений и сопровождавших их политических и социальных перемен.

Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция. Фото: George Kogia
Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция.
Фото: George Kogia

Перед входом на выставку вас встречает хронологическая таблица с главными историческими и культурными событиями за период с 1905 по 1924 год. Как рассказала директор Государственного музея современного искусства в Салониках Мария Цанцаноглу, которая участвовала в создании экспозиции, одной из задач организаторов было показать, что русская революция не была делом одного 1917 года, а имела свою предысторию и последствия, а искусство развивалось в контексте социальных и технологических перемен. По слова Игоря Воронкова, научного консультанта выставки, создатели старались продемонстрировать, как исторические события влияли на развитие искусства, и поэтому, несмотря на то что на выставке есть немало документальных материалов, акцент здесь сделан все же на эмоциональную составляющую. Это не архивная выставка-исследование — зрителя, скорее, погружают в атмосферу времени.

Предваряет основную экспозицию темный коридор с отверстиями в стенах. Заглянув в них, по правую руку можно увидеть кинохронику императорской семьи при полном параде, а слева — крестьян, причем фотографии умытых и наряженных моделей Сергея Прокудина-Горского здесь совмещены с документальными съемками далеко не таких благообразно выглядящих трудяг.

Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция. Фото: George Kogia
Открытие выставки «Революция в искусстве». Салоники, Греция.
Фото: George Kogia

Документальные кадры Кровавого воскресенья 9 января 1905 года в первом зале, посвященном царскому времени, перетекают в «Октябрьскую идиллию» (1905) Мстислава Добужинского и репинскую «Манифестацию 17 октября 1905 года» (1907), а на соседнем экране показывают пути развития искусства от символизма к кубофутуризму. Во втором большом разделе экспозиции, охватывающем Первую мировую и Гражданскую войны, показаны фрагменты из книги Ольги Розановой и Алексея Крученых «Вселенская война. Ъ» (1916), смонтированные с реальными фронтовыми снимками. Рядом на двух больших экранах сопоставляются подлинные хроники Гражданской войны и сцены из фильма «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна, а на другом экране демонстрируются образцы раннего авангарда. Последняя глава выставки, послереволюционная, самая обширная: здесь есть и эскизы памятника III Коммунистическому интернационалу Владимира Татлина, и проецирующиеся на пол орнаменты для тканей Любови Поповой и Варвары Степановой, которые стали самым запоминающимся образцом искусства для народа, и инфернальное видео по мотивам «Восстания» (1924–1925) Климента Редько. Завершают выставку две крупнейшие фигуры в искусстве революционного времени: на видео с «Автопортретом» (1910) Казимира Малевича проступают его супрематические работы, а в небольшом кинозале можно посмотреть отрывки из фильмов Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925), «Стачка» (1924) и «Октябрь» (1927).

Выставка «Революция в искусстве» открыла 52-й Фестиваль Димитрия, который в Салониках ежегодно организует городская администрация. На протяжении месяца фестиваль объединяет художественные, музыкальные, театральные и танцевальные проекты по всему городу.

HELEXPO
Революция в искусстве
До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
7
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
В Московском музее современного искусства открылась выставка из собрания Сергея Александрова. Коллекционер и эксперт рассказал The Art Newspaper Russia об особенностях собирательства, Римме Заневской, рисунках Древина и записной книжке Краснопевцева
07.09.2023
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+