18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Десятая юбилейная Премия Кандинского назвала победителей

Андрей Кузькин, Таус Махачева и Виктор Мизиано стали лауреатами этого года

В этом году Премии Кандинского, одной из самых важных российских наград в области современного искусства, исполняется десять лет. Все эти годы она сохраняла свою основную миссию: развитие российского современного искусства, укрепление его позиций на мировой сцене, выявление новых, интересных проектов и художников, определение основных тенденций художественного процесса, влияние на его культурно-эстетическое содержание и вовлечение в него новых действующих лиц.

Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства», появившаяся всего два года назад, оказалась единственным разделом Премии Кандинского с участием представителей других стран. Международный статус ее подтвержден лишь относительно — победой Виктора Мизиано, удостоенного за текст альбома-монографии «Виноградов и Дубосарский», выпущенного издательством «Авангард».

Его не менее легендарный коллега критик Андрей Ковалев объяснил особенности стиля Мизиано: «Тексты главреда „Художественного журнала“ Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию».

Победа в номинации «Молодой художник. Проект года» досталась Таус Махачевой за видеодокументацию перформанса, исполненного персонажем-супергероем (альтер эго художницы), вырезок из газет и скульптуры «Без названия — 2». TANR писала о творчестве Махачевой как удачном примере международной карьеры постсоветского художника, интегрированного в интернациональный контекст, а также подробно рецензировала ее «художественно-цирковой» перформанс на последней Московской международной биеннале.

В номинации «Проект года» премии удостоен Андрей Кузькин, подобно Махачевой ставший героем последней Московской биеннале (оба они, кстати, вместе с другими номинантами нынешнего «Кандинского» вошли в рейтинг самых перспективных молодых художников нашей газеты). Именно акция Кузькина с воздушными шариками встречала посетителей ВДНХ и задавала им дискуссионно-исследовательское настроение. Но победил Кузькин с проектом «Право на жизнь», существующим в трех вариантах: выставка, книга и сама жизнь художника с тщательно отобранными событиями, выстроенными в хронологической последовательности.

Состав жюри X Премии Кандинского

Международное жюри X Премии Кандинского. Номинации «Проект года» и «Молодой художник. Проект года»:

Екатерина Бобринская — доктор искусствоведения, заведующая сектором русского искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания (Москва, Россия);

Яра Бубнова — куратор, критик, директор Института современного искусства в Софии, заместитель директора Национальной галереи в Софии (София, Болгария);

Марина Лошак — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва, Россия);

Ольга Свиблова — доктор философии, директор Мультимедиа Арт Музея/музея «Московский дом фотографии» (Москва, Россия);

Зельфира Трегулова — генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия);

Мария Цанцаноглу — директор Государственного музея современного искусства в Салониках (Салоники, Греция);

Василий Церетели — исполнительный директор Московского музея современного искусства (Москва, Россия).

Жюри X Премии Кандинского. Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства»:

Екатерина Андреева — кандидат искусствоведения, доктор философских наук, ведущий сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, Россия);

Екатерина Бобринская — доктор искусствоведения, заведующая сектором русского искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания (Москва, Россия);

Екатерина Вязова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва, Россия);

Елена Петровская — кандидат философских наук, заведующая сектором эстетики Института философии Российской академии наук (Москва, Россия);

Александр Якимович — доктор искусствоведения, критик, действительный член (академик) Российской академии художеств, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (Москва, Россия).

Размер призового фонда в 2016 году остался неизменным: 1,8 млн руб. за победу в номинации «Проект года», 450 тыс. руб. за победу в номинации «Молодой художник. Проект года» и публикация в рамках издательской программы BREUS Publishing на русском или английском языке за победу в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+