Вперед, в 1990-е!

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Премия Кандинского объявила лонг-лист в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства».

Справка

Лонг-лист претендентов на Премию Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства»

 

Корина Апостол. «Диссидентское образование: социально ангажированное искусство Восточной Европы (1980 — настоящее время)»

Светлана Баскова. «Девяностые от первого лица. Том первый»

Людмила Бредихина. «Олег Кулик»

Георгий Кизевальтер. «Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР». Сборник материалов

Виктор Мизиано. «Виноградов и Дубосарский»

Алек Эпштейн. «Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба»

Еще…

По регламенту премии в лонг-лист этой номинации, введенной всего два года назад (теперь подавать заявки на нее могут не только россияне), выходят пять публикаций, набравших максимальное число баллов. В этом году лонг-лист включает шесть позиций, что означает: сразу несколько номинантов получили одинаковое количество баллов. Важно отметить и серьезное тематическое расширение границ номинации: отныне награду в ней могут вручать исследованиям и публикациям, включающим исследование искусства первой половины XX века, причем не только на русском языке, но и на английском.

Наша газета уже рассказывала о большей части книг из итогового списка Премии Кандинского. Например, о книге Алека Эпштейна «Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба», вышедшей в «Новом литературном обозрении». Издательство и само по себе стало лауреатом премии TANR прошлого года за серию «Очерки визуальности», в которой и опубликована биография классика «второго русского авангарда», написанная иерусалимским ученым.

Сразу две книги из лонг-листа Премии Кандинского вышли в монографической серии издательства «Авангард». Это, во-первых, описание жизни и творчества Олега Кулика, сделанное Людмилой Бредихиной, и, во-вторых, двойной портрет Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, написанный Виктором Мизиано. Их не менее легендарный коллега критик Андрей Ковалев так охарактеризовал в нашей газете особенности каждого выпуска этой серии: «Тексты главреда „Художественного журнала“ Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию.

Текст Людмилы Бредихиной немного выпадает из формата, подразумевающего отстраненность. Людмила — до определенного момента жена, соратница Олега Кулика. Именно она теоретически оформила «Анималистический проект», а в некоторых случаях ее имя указывалось в качестве соавтора. Сейчас выступая уже как ученый, с высокой степенью корректности и последовательности она описывает объект своего исследования. При этом время от времени тактично вплетая в повествование крайне занимательные фрагменты чисто автобиографического свойства».

Писала TANR (буквально в свежем номере, из-за чего рецензии еще даже нет на сайте) и про «Девяностые от первого лица. Том первый» Светланы Басковой. Эту серию интервью и бесед арт-критик Валерий Леденев описывает следующим образом: «Итак, герои первого тома — художники Анатолий Осмоловский (р. 1969), Александр Бренер (р. 1957), Олег Мавромати (р. 1965) и Дмитрий Пименов (р. 1970), а также первопроходец авангардного книгоиздания 1990-х Сергей Кудрявцев. Их рассказы записаны монологами, без редакции и правок».

Про «Инсайдера», альбом фотографического архива концептуального художника Георгия Кизевальтера, изданный Музеем современного искусства «Гараж», наша газета поместила рецензию в октябрьском, только готовящемся номере. Отчасти он перекликается со сборником материалов «Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР», тоже изданном «Новым литературным обозрением». Этот авторский по посылу и по подаче коллаж из бесед и свидетельств, «поднимающий проблемы новой волны отъездов художников, мнимого триумфа советского андерграунда на Западе, рассматривает историю десятилетия, предшествовавшего распаду огромной страны».

«Диссидентское образование: социально ангажированное искусство Восточной Европы (1980 — настоящее время)», исследование американского искусствоведа Корины Апостол, аспирантки Университета Ратгерса, сосредоточено на деятельности и интерпретации трех арт-групп из Восточной Европы: словенской IRWIN с Мариной Гржинич, российской «Что делать?» и румынского дуэта Лии и Дана Пержовски. Все эти творческие коллективы критикуют «гендерную дискриминацию, ложные конструкции национальной и этнической идентичности, коррупционную природу политический власти, а также этику работы при социализме и капитализме».

Большая часть номинантов, таким образом, описывает или исследует героев совсем недавнего прошлого: художников, акционистов и деятелей культуры конца ХХ — начала XXI века, вновь неожиданно ставших актуальными из-за политической и экономической нестабильности. Хотя, может быть, это просто пришло время собирать камни, выпавшие на территорию наших жизней?

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+