18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Можно ли рассказать просто о сложном?

№33
Материал из газеты

Издательство «Авангард» запускает новую серию монографий, посвященных ведущим художникам современной России. Вышли два первых выпуска — о творчестве Олега Кулика и о дуэте Владимира Дубосарского и Александра Виноградова

В обращении к читателю московский коллекционер и издатель Пьер Броше рассказывает, что призывал своих авторов отвечать так, как если бы их об этом попросили близкие друзья, не разбирающиеся в искусстве. Так и есть. За последнее время выпущено много фундаментальных и тяжеловесных «персональных» каталогов; интеллектуальных книжек, связанных с искусством, тоже публикуется достаточно; и все же современное искусство до сих пор не может избавиться от тега «непонятное». Изящная по задумке и более чем разумная в современных условия серия «Имена» издательства Ad Marginem, кажется, такой цели не преследовала. Зрителю, коллекционеру и просто интересанту приходится рассчитывать только на свои силы. Многим эта задача удается, о чем свидетельствуют на удивление толковые вступительные тексты Дмитрия Волкова, выступившего от имени компании Social Discovery Ventures, финансово поддержавшей проект.

Первые два выпуска серии, планируемой большой и представительной, посвящены звездам 1990-х. Одна — дуэту Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, другая — Олегу Кулику. Виктор Мизиано, автор монографии о Дубосарском — Виноградове, своих героев называет «художниками поколения». Но и Кулик имеет не меньшее право претендовать на такое звание. Это правильно: герои 1990-х заслужили бронзовые памятники в полный рост. А уменьшенные копии этих монументов должны продаваться в каждом газетном киоске.

Есть небольшая психологическая проблема для самих мастеров искусств: они не очень готовы к последовательной музеефикации и переживают фрустрации из-за некоторых эпизодов своей творческой биографии. Оба персонажа изначально строили проекты на работе в медиальном пространстве, но теперь уже прилагают усилия к тому, чтобы как-то отслоить созданные ими же самими медийные образы. (Олег Кулик однажды сказал: «Моя биография — это тот имидж, который мне навязывает общественное мнение…»)

Таким образом, следует признать, что перед авторами, Виктором Мизиано и Людмилой Бредихиной, откликнувшимися на призыв Пьера Броше, стояла весьма сложная задача чисто литературного свойства. И они смогли! Героическими усилиями пригладили присущий им интеллектуальный «хардкор», не сделав при этом никаких послаблений по части интеллектуальной насыщенности и научной достоверности. Тексты главреда «Художественного журнала» Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию.

Текст Бредихиной немного выпадает из формата, подразумевающего отстраненность. Людмила — до определенного момента жена, соратница Олега Кулика. Именно она теоретически оформила Анималистический проект, а в некоторых случаях ее имя указывалось в качестве соавтора. Сейчас выступая уже как ученый, с высокой степенью корректности и последовательности она описывает объект своего исследования. При этом время от времени тактично вплетая в повествование крайне занимательные фрагменты чисто автобиографического свойства. 

Бредихина Л. Олег Кулик. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Мизиано В. Виноградов и Дубосарский. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+