18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Можно ли рассказать просто о сложном?

№33
Материал из газеты

Издательство «Авангард» запускает новую серию монографий, посвященных ведущим художникам современной России. Вышли два первых выпуска — о творчестве Олега Кулика и о дуэте Владимира Дубосарского и Александра Виноградова

В обращении к читателю московский коллекционер и издатель Пьер Броше рассказывает, что призывал своих авторов отвечать так, как если бы их об этом попросили близкие друзья, не разбирающиеся в искусстве. Так и есть. За последнее время выпущено много фундаментальных и тяжеловесных «персональных» каталогов; интеллектуальных книжек, связанных с искусством, тоже публикуется достаточно; и все же современное искусство до сих пор не может избавиться от тега «непонятное». Изящная по задумке и более чем разумная в современных условия серия «Имена» издательства Ad Marginem, кажется, такой цели не преследовала. Зрителю, коллекционеру и просто интересанту приходится рассчитывать только на свои силы. Многим эта задача удается, о чем свидетельствуют на удивление толковые вступительные тексты Дмитрия Волкова, выступившего от имени компании Social Discovery Ventures, финансово поддержавшей проект.

Первые два выпуска серии, планируемой большой и представительной, посвящены звездам 1990-х. Одна — дуэту Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, другая — Олегу Кулику. Виктор Мизиано, автор монографии о Дубосарском — Виноградове, своих героев называет «художниками поколения». Но и Кулик имеет не меньшее право претендовать на такое звание. Это правильно: герои 1990-х заслужили бронзовые памятники в полный рост. А уменьшенные копии этих монументов должны продаваться в каждом газетном киоске.

Есть небольшая психологическая проблема для самих мастеров искусств: они не очень готовы к последовательной музеефикации и переживают фрустрации из-за некоторых эпизодов своей творческой биографии. Оба персонажа изначально строили проекты на работе в медиальном пространстве, но теперь уже прилагают усилия к тому, чтобы как-то отслоить созданные ими же самими медийные образы. (Олег Кулик однажды сказал: «Моя биография — это тот имидж, который мне навязывает общественное мнение…»)

Таким образом, следует признать, что перед авторами, Виктором Мизиано и Людмилой Бредихиной, откликнувшимися на призыв Пьера Броше, стояла весьма сложная задача чисто литературного свойства. И они смогли! Героическими усилиями пригладили присущий им интеллектуальный «хардкор», не сделав при этом никаких послаблений по части интеллектуальной насыщенности и научной достоверности. Тексты главреда «Художественного журнала» Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию.

Текст Бредихиной немного выпадает из формата, подразумевающего отстраненность. Людмила — до определенного момента жена, соратница Олега Кулика. Именно она теоретически оформила Анималистический проект, а в некоторых случаях ее имя указывалось в качестве соавтора. Сейчас выступая уже как ученый, с высокой степенью корректности и последовательности она описывает объект своего исследования. При этом время от времени тактично вплетая в повествование крайне занимательные фрагменты чисто автобиографического свойства. 

Бредихина Л. Олег Кулик. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Мизиано В. Виноградов и Дубосарский. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+