The Art Newspaper Russia
Поиск

Вперед, в 1990-е!

Премия Кандинского объявила лонг-лист в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства».

По регламенту премии в лонг-лист этой номинации, введенной всего два года назад (теперь подавать заявки на нее могут не только россияне), выходят пять публикаций, набравших максимальное число баллов. В этом году лонг-лист включает шесть позиций, что означает: сразу несколько номинантов получили одинаковое количество баллов. Важно отметить и серьезное тематическое расширение границ номинации: отныне награду в ней могут вручать исследованиям и публикациям, включающим исследование искусства первой половины XX века, причем не только на русском языке, но и на английском.

Наша газета уже рассказывала о большей части книг из итогового списка Премии Кандинского. Например, о книге Алека Эпштейна «Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба», вышедшей в «Новом литературном обозрении». Издательство и само по себе стало лауреатом премии TANR прошлого года за серию «Очерки визуальности», в которой и опубликована биография классика «второго русского авангарда», написанная иерусалимским ученым.

Сразу две книги из лонг-листа Премии Кандинского вышли в монографической серии издательства «Авангард». Это, во-первых, описание жизни и творчества Олега Кулика, сделанное Людмилой Бредихиной, и, во-вторых, двойной портрет Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, написанный Виктором Мизиано. Их не менее легендарный коллега критик Андрей Ковалев так охарактеризовал в нашей газете особенности каждого выпуска этой серии: «Тексты главреда „Художественного журнала“ Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию.

Текст Людмилы Бредихиной немного выпадает из формата, подразумевающего отстраненность. Людмила — до определенного момента жена, соратница Олега Кулика. Именно она теоретически оформила «Анималистический проект», а в некоторых случаях ее имя указывалось в качестве соавтора. Сейчас выступая уже как ученый, с высокой степенью корректности и последовательности она описывает объект своего исследования. При этом время от времени тактично вплетая в повествование крайне занимательные фрагменты чисто автобиографического свойства».

Писала TANR (буквально в свежем номере, из-за чего рецензии еще даже нет на сайте) и про «Девяностые от первого лица. Том первый» Светланы Басковой. Эту серию интервью и бесед арт-критик Валерий Леденев описывает следующим образом: «Итак, герои первого тома — художники Анатолий Осмоловский (р. 1969), Александр Бренер (р. 1957), Олег Мавромати (р. 1965) и Дмитрий Пименов (р. 1970), а также первопроходец авангардного книгоиздания 1990-х Сергей Кудрявцев. Их рассказы записаны монологами, без редакции и правок».

Про «Инсайдера», альбом фотографического архива концептуального художника Георгия Кизевальтера, изданный Музеем современного искусства «Гараж», наша газета поместила рецензию в октябрьском, только готовящемся номере. Отчасти он перекликается со сборником материалов «Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР», тоже изданном «Новым литературным обозрением». Этот авторский по посылу и по подаче коллаж из бесед и свидетельств, «поднимающий проблемы новой волны отъездов художников, мнимого триумфа советского андерграунда на Западе, рассматривает историю десятилетия, предшествовавшего распаду огромной страны».

«Диссидентское образование: социально ангажированное искусство Восточной Европы (1980 — настоящее время)», исследование американского искусствоведа Корины Апостол, аспирантки Университета Ратгерса, сосредоточено на деятельности и интерпретации трех арт-групп из Восточной Европы: словенской IRWIN с Мариной Гржинич, российской «Что делать?» и румынского дуэта Лии и Дана Пержовски. Все эти творческие коллективы критикуют «гендерную дискриминацию, ложные конструкции национальной и этнической идентичности, коррупционную природу политический власти, а также этику работы при социализме и капитализме».

Большая часть номинантов, таким образом, описывает или исследует героев совсем недавнего прошлого: художников, акционистов и деятелей культуры конца ХХ — начала XXI века, вновь неожиданно ставших актуальными из-за политической и экономической нестабильности. Хотя, может быть, это просто пришло время собирать камни, выпавшие на территорию наших жизней?

Материалы по теме
Просмотры: 3040
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Десять главных атрибутов лета в живописи
Хокни, Дейнека, Норман Рокуэлл, Герасимов и Соролья рассказывают (и показывают) нам, что нужно для того, чтобы лето было идеальным.
03 июля 2020
3
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
4
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
5
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
6
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
7
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
8
Меценат и коллекционер Андрей Филатов готов купить спорные американские памятники
Его фонд Art Russe предложил США сохранить монументы Теодору Рузвельту и Александру Баранову, ставшие объектами нападок протестующих.
03 июля 2020
9
Коломна: авангардное искусство в древнем городе
Коломна — популярное туристическое место, старый город с многочисленными музеями, но самый привлекательный для любителей искусства — это Музей органической культуры.
02 июля 2020
10
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru