The Art Newspaper Russia
Поиск

Успехи без головокружения

Ежедневный перформанс дагестанской художницы Таус Махачевой идеально вписывается не только в пространство круглого зала Центрального павильона ВДНХ, но и в общий «невесомый» дух нынешней Московской биеннале.


Центральный (купольный) зал основного проекта словно бы пародирует центр итальянского павильона на Венецианской биеннале. Кто в нем был, знает: этот павильон страны-хозяйки — самый большой в Джардини, обычно в нем проводятся широкоформатные интернациональные выставки. Так вот, начинается этот павильон с купольного зала, в котором почему-то запрещено фотографировать.

Главный зал Центрального павильона ВДНХ похож на своего итальянского брата, за границами которого начинаются безбрежные сады Джардини с десятками национальных павильонов Венецианской биеннале. У нынешней Московской биеннале павильонов всего несколько, поэтому подкупольное пространство приобретает здесь особое значение.

Обычно оно стоит свободным, если не считать двух подвижных зеркальных стен, трансформирующих территорию под очередные перформансы (например, Леона Кахане, обучающегося балету) или же презентацию очередных рисунков Рикардо Брея, каждый день обновляющего экспозицию в двух витринах.

Однако главной конструкцией этого просторного помещения, под куполом которого висят четыре большие фотографические работы (Изы Генцкен, Флаки Халити, Анне-Ми ван Керкховен и Алмагуль Менлибаевой, о которой TANR рассказала в своем прошлом репортаже с биеннале), является открытое хранилище картин дагестанских художников, выполненных в самых разных техниках и жанрах — традиционных, в основном сугубо реалистических. Все холсты вставлены внутрь куба металлической многоэтажной конструкции с множеством полок (сама по себе объект), или же картины хранятся на другом краю зала, уже в другой конструкции, напоминающей велосипедную стоянку.

Сама Таус Махачева, в рамках акции которой эти инсталляции и построены, называет ее именно «велосипедной стоянкой», так как картины в ней, выставленные в один ряд, точно дышат друг другу в затылок. И в зависимости от того, когда вы зашли на основной проект, все картины будут находиться либо в правом хранилище, либо в левом — в соответствии с тем, состоялся ли уже ежедневный перформанс Махачевой или еще только готовится.

Называется он намеренно длинно (подписи ко всем постоянным объектам основного проекта начертаны прямо на полу) — «О пользе пирамид в культурном восприятии, укреплении национального сознания и формировании морально-этических ориентиров» — и является второй частью акции, посвященной истории дагестанского искусства ХХ века. Первая его половина совсем недавно была показана на ярмарке Cosmoscow в Гостином Дворе.

Махачева рассказывает, что придумала этот перформанс, когда увидела переезд картин дагестанских художников в новое здание, переданное Дагестанскому государственному объединенному историческому и архитектурному музею им. А.Тахо-Годи властями республики. Впрочем, сама акция Таус Махачевой связана с шедеврами из другого собрания — Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, обладающего самой репрезентативной коллекцией национальной живописи. Ее-то, отобрав 64 самых важных и ценных холста и изготовив их копии, Таус и поручила канатоходцам из своего родного села Цада. Там возле памятника «Белые журавли» она провела первый этап проекта — перенос произведений искусства с одной горы на другую.

Художница нашла Расула Абакарова, канатоходца в пятом поколении, который по очереди перенес все национально значимые шедевры над настоящей пропастью. Перфоманс, снятый на видео, вышел весьма драматичным: одна картина, как рассказывает Таус Махачева, сорвалась вниз. Правда, только одна!

На Шестой Московской биеннале пришла пора показать вторую часть акции. Для этого Махачева позвала девять акробатов, студентов циркового училища, и их режиссера Татьяну Львову. Так как гор на ВДНХ нет, акробаты выстраивают их сами. Собственными телами. Образуя для переноса каждой картины эффектную, неповторяющуюся (!) пирамиду. Пока все дагестанские холсты не переедут с велосипедной стоянки в более основательный куб.

Каждый день эта изысканная и весьма остроумная ситуация повторяется с 18:00 до 18:30, собирая в круглом зале Центрального павильона своих болельщиков. Есть среди них и постоянные зрители, поскольку «О пользе пирамид в культурном восприятии, укреплении национального сознания и формировании морально-этических ориентиров» кажется самым зрелищным и глубоким действом основного проекта.

Дума о национальной идентичности смешивается здесь с профессиональной метарефлексией о судьбах художников, балансирующих над горными провалами личных синдроматик и биографий, и общих закономерностях функционирования искусства как области максимально опасных вложений. Причем не столько финансовых, сколько личных. Когда, однажды оказавшись на канате, рискуешь всем, в том числе смыслом собственной жизни.

Важно, что акция Таус Махачевой эффектно распускает свои бутоны на территории выставки всего-то на каких-нибудь полчаса. Красоту этой акции нельзя «ни съесть, не выпить, не поцеловать». Существует она в режиме театра, только «здесь и сейчас». Отработав положенное, акробаты переодеваются в обычную одежду и растворяются среди посетителей. Будто бы их и не было вовсе.

Это же еще очень верно и с точки зрения общей направленности нынешнего основного проекта, который еще только-только становится: десять дней официальной работы биеннале посвящены созданию поствыставки, которая ведь может и не получиться, сорваться в пропасть. Хотя, судя по тому, как все оно движется к финальной точке, я почти уверен в итоговом результате. Все у них получится.

Подробную хронику Шестой Московской биеннале современного искусства читайте здесь.

Материалы по теме
Просмотры: 3236
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
3
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
4
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
5
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
6
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
7
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
8
Субодх Гупта: «Я даже имени Пикассо не знал, не говоря уже о Дюшане»
В интервью The Art Newspaper Russia художник рассказал, почему паблик-арт не должен вызывать споров и как найти вдохновение в самых обычных вещах.
06 декабря 2018
9
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
10
Катрин Борисов: «Мы работаем для того, чтобы расширять кругозор»
Галерея RuArts празднует 14-летие и открывает выставку «Чудовищный рай» фотографа Нобуёси Араки. Куратор галереи и фонда RuArts Катрин Борисов рассказала The Art Newspaper Russia о провокации в искусстве и о том, зачем поддерживать стрит-арт.
07 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru