18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алмагуль Менлибаева: «Я каждый день снимаю видеохронику преображения этого конкретного места»

Алмагуль Менлибаева выставляется на всевозможных интернациональных биеннале с 2005 года. Только в Венеции ее работы показывали, кажется, трижды (в том числе в этом году), не говоря уже о биеннале в Сиднее, Киеве и Москве (Менлибаева участвовала в Четвертой Московской биеннале в 2011-м). Сейчас ее большая эффектная работа расположена в купольном зале Центрального павильона ВДНХ. Каждый день художница снимает видеодневник, фиксируя процесс создания единой экспозиции, а 1 октября, в последний день работы основного биеннального проекта, состоится премьера ее нового видео, рассказывающего о евразийском проекте на примере светофоров в разных городах мира. Фильм «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» будут показывать на поствыставке, получившейся в итоге десятидневного культурного строительства, до 1 ноября.


Алмагуль, одна ваша работа представлена в главном биеннальном зале. К сожалению, она висит слишком высоко, чтобы ее можно было рассмотреть вблизи. Или так задумано? И как она называется?

На нынешней Московской биеннале я принимаю участие в трех проектах. Один из проектов — Image — и висит под самым потолком. Эта фотография называется «Центр Евразии». Я сделала ее на действительно существующей географической метке центра Евразии, которая находится на территории Казахстана, в районе, где когда-то был советский ядерный полигон, и, символически, у мавзолея великого казахского поэта Абая.

Следующий мой биеннальный проект — видеопрограмма, состоящая из четырех фильмов: «Вечная невеста» (2002, 9 мин), «Яблоневый цвет» (2007, 7 мин), «Молоко для ягнят» (2010, 10 мин), «Queens» (2007, 17 мин). И также премьера моего нового фильма «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» (2015, 17 мин).

Что вам сказали, когда приглашали на биеннале?

Название нынешнего основного проекта «Как жить вместе» прекрасно подходит к теме выставки о Евразии. Кураторы Барт де Бар, Дефне Айас, Николаус Шафхаузен выбрали ее не случайно. Мне было интересно узнать, что существовало несколько других, альтернативных идей евразийства, помимо тех, которые мы знаем и пытаемся построить. Например, существовали идеи развития Евразии у мыслителей и практиков из Англии, Индии и Франции. Наша нынешняя идея евразийства действительно видится как отдельный остров на большом континенте. Поэтому моя новая работа «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» касается темы единого культурного пространства. В ней международным языком общения служат правила дорожного движения — цвета светофора, которому все мы, независимо от национальности и гражданства, взглядов и пристрастий, следуем без всяких споров. Вполне возможно, что таким образом мы движемся в наше общее будущее.

Где вы работали над этим проектом?

Для фильма я снимала светофоры и людей в разных городах. В Берлине, Париже, Алма-Ате, Астане, Брюсселе, Антверпене. Это развивающийся проект, и я планирую включить в него и многие другие места. Теперь мне более интересны маленькие города, которые считают себя существующими вне центра.

Алмагуль Менлибаева. «Центр Евразии». 2015. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Алма-Ата». 2015. 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Антверпен». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Астана». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Берлин». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Париж». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Талдыкорган». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Центр Евразии». 2015. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Алма-Ата». 2015. 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Антверпен». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Астана». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Берлин». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Париж». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©
Алмагуль Менлибаева. «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый. Талдыкорган». 2015, 18 мин, 4к, видео стил. Представлено American-Eurasian Art Advisors LLC. Almagul Menlibayeva ©

В течение десяти дней биеннале вы снимаете видеодневник основного проекта. Что вам показалось самым важным?

Интересный вопрос. Сейчас могу точно сказать, что мне нравится сама форма, в которой представлена Шестая Московская биеннале, сам принцип ее организации, поскольку все три куратора — директора музеев современного искусства и они смогли хорошо проартикулировать особенность этой биеннале как места встречи, общения и трансформации для каждого конкретного участника. Ее девиз «Как жить вместе» говорит с нами через возможности современного искусства. Говорит с нами как с художниками, как с кураторами, как со зрителями. Современное искусство говорит и с самим местом, в котором биеннале проводится, — с Москвой как с городом.

Этот девиз порождает в нас собственные важные вибрации. Достаточно того, что биеннале проходит в здании, символизирующем эстетику эпохи сталинизма. Я вижу, как работы художников, лекции современных экономистов, социологов, философов преобразили советскую псевдоклассическую архитектуру, этот самодостаточный «остров», помогающий консерваторам ностальгировать по ушедшим временам. Я каждый день снимаю видеохронику преображения этого конкретного места, веду дневник, пытаясь передать атмосферу события. Осмысление того, что происходит здесь в течение десяти дней, и анализ этого процесса придут чуть позже, когда я займусь монтажом.

Ваша работа «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» делалась с композитором Германом Поповым.

Художник по звуку, или, как это называлось по-старому, композитор этой работы, Герман Попов живет в Амстердаме, хотя родился в Одессе, на Украине. Мы уже много лет успешно работаем вместе. Это уникальный самодостаточный звуковой художник. В этом году мы сделали вместе успешный проект для Венецианской биеннале, спонсированный арт-фондом «Ярат» из Баку, его все еще показывают в павильоне «Союз огня и воды». Герман сделал немыслимое: он погрузил бакинские звуки в готику венецианской архитектуры. Для меня его работа очень важна.

Какие проекты у вас на очереди?

Я живу между Европой и Казахстаном. Планирую серию персональных выставок в Лондоне, Берлине и Алма-Ате. В планах также продолжить выставочный десятиканальный видеопроект «Огонь говорит со мной», который сейчас идет на Венецианской биеннале и который после окончания этой выставки покажут в Баку.

Алмагуль, что происходит в Казахстане с современным искусством?

Современное искусство в Казахстане развивается благодаря частным институциям. Поддержки со стороны государства нет, и все, что происходит в стране на актуальной арт-сцене, — плод сотрудничества художников с немногочисленными частными фондами.

Выставки, которые мне хотелось бы отметить из того, что было в этом году в Казахстане, — это прежде всего два крупных персональных проекта казахстанских художников Ербосына Мельдибекова и Елены и Виктора Воробьевых, осуществленных в галерее Aspan куратором Виктором Мизиано. Также в этом году прошел важный для нас алма-атинский фестиваль паблик-арта Arbat Fest с параллельной выставкой молодых художников. Ну и, может быть, еще «Культурный код» — выставка украинской художницы Оксаны Мась, организованная в Государственном музее искусств имени А. Кастеева в рамках все того же фестиваля московской галереей Artwin.

Похоже ли актуальное искусство Казахстана на современное российское? В чем схожести и различия?

Два наших художественных процесса, конечно же, заметно отличаются. Разница в том, что в нынешнем казахстанском искусстве нет ностальгии по прошлому, по ушедшему мнимому имперскому величию, а это отлично вписывается в общемировой тренд правильно понятой и пережитой постколониальной ситуации. Поэтому наши художники работают с абсолютно новым материалом, над собственным, совершенно оригинальным языком общения с внешним миром.


Беседовал Дмитрий Бавильский

Подробную хронику Шестой Московской биеннале современного искусства читайте здесь.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+