Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина

Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина

Две открывающиеся подряд выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Эрмитаже (26 июня — 30 октября) и «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в Пушкинском музее (28 июня — 30 октября) станут главными музейными проектами обеих столиц этим летом. «За всякими псевдоновостями вокруг возвращения выставки Морозова мы забыли о том, что речь идет и шла не об одной выставке, а о мощном „венке“ выставок, посвященных Щукину и братьям Морозовым», — подчеркнул директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции. В рамках межмузейного сотрудничества уже прошли показы коллекции Щукина в Москве и парижском фонде Louis Vuitton, а собрания Морозова — в Петербурге и Париже; наконец настало время заключительной фазы этого выставочного тура, работа над которым началась десять лет назад.

Морозовы в Москве

Рассказывая о московском проекте, посвященном собраниям братьев Морозовых — Ивана и менее известного как коллекционер Михаила, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак объяснила, чем он будет отличаться от вариантов, показанных в двух других городах: «Мы открываем выставку другого типа, рассказываем о другом. Не случайно ее подзаголовок „Брат Иван“ отсылает к Достоевскому. Мы рассказываем о крайне драматичной истории русского коллекционирования. Это было не только собрание новейшего на тот момент французского искусства, но и современного русского, и мы показываем этот нюанс. Это очень важная концепция».

Заместитель директора ГМИИ им. А.С.Пушкина по научной работе Илья Доронченков дополнил: «В фонде Louis Vuitton коллекции обоих братьев — Михаила и Ивана — были смешаны, и у зрителя создавалось визуальное впечатление, что они собирали их вместе. Но на самом деле два брата и их коллекции имели совершенно разный характер, и у себя мы это покажем». Михаил Морозов был «типичный купчина», он начинал с китча, а к концу жизни пришел к тому, что оказался единственным в России владельцем картины Мунка. Иван же сразу собирал свою коллекцию именно как «музей», он был человек методичный. (Напомним, что ранее подобным образом в ГМИИ в разных залах одной выставки акцентировали разный характер собраний Сергея Щукина и его братьев.)

По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, в двух предыдущих вариантах проекта те вещи, которые предоставила ГТГ, были в основном портретами семьи Морозовых. Сейчас же галерея покажет 71 произведение, включая графику и скульптуру, например статуи Коненкова, стоявшие в особняке. Несколько экспонатов также прибудет из Русского музея. Таким образом, всего на выставке будет представлено около 300 произведений — примерно в три раза больше, чем в Париже.

Фрагмент экспозиции «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton/Marc Domage.
Фрагмент экспозиции «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton/Marc Domage.

Кураторами проекта в ГМИИ выступают Наталья Кортунова, Александра Данилова, Алексей Петухов, Наталья Александрова и Анна Познанская. Как рассказал Алексей Петухов, еще одной важной особенностью стало то, что московская выставка основана на тщательной проработке сохранившихся в ГМИИ архивов Морозовых. Она сделана с фундаментальной основательностью и покажет развитие личности Ивана Морозова как коллекционера, от любителя к профессионалу. «Мы покажем, как он учился, какие книги читал, как учился созерцать. Морозов был одним из первых в России, кто осознал свою коллекцию именно как музей», — сказал Петухов. В витринах будут даже счета за покупку картин у парижских маршанов: «Мы реконструируем весь процесс принятия им решений».

Почти весь второй этаж ГМИИ будет преображен. Как рассказала нашему изданию куратор Анна Познанская, увы, невозможно воссоздать развеску как в особняке, так как фотографий морозовских интерьеров в отличие от щукинских не сохранилось. Поэтому архитекторы экспозиции Кирилл Асс и Надя Корбут поставили перед собой задачу уловить эстетский, «дизайнерский» подход Морозова к собирательству. Их концепция — современный музей, как если бы Морозов дожил до наших дней и был бы собирателем contemporary.

На выставке покажут вернувшиеся из реставрационных мастерских «Красные виноградники в Арле. Монмажур» ван Гога. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке покажут вернувшиеся из реставрационных мастерских «Красные виноградники в Арле. Монмажур» ван Гога.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Москве в морозовском проекте можно будет увидеть «Красные виноградники» Винсента ван Гога, только что пережившие реставрацию, работы Поля Гогена, отдельный зал фовизма и еще целый ряд картин, которые не выдаются из Пушкинского музея по состоянию сохранности.

Щукин в Санкт-Петербурге

По словам Михаила Пиотровского, петербургский вариант выставки коллекции Щукина будет отличаться от проекта в ГМИИ, который показывал Сергея Щукина как москвича и члена большой семьи. «Наша выставка будет происходить в Манеже Малого Эрмитажа. Мы расскажем, каким он видел развитие искусства».

Показ коллекции Щукина в Петербурге будет более богатым, чем это было в Москве и Париже, так как достаточно большое количество картин из его коллекции «невыездные» и не могли покинуть Эрмитаж, в частности произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса. Зритель впервые сможет увидеть весь «иконостас» Поля Гогена.

Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства, комиссар выставки «Новое искусство из коллекции братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton, подчеркнул, что Эрмитаж расскажет о доме, жилище Щукина, как о «об особом явлении русской культуры, которое было целиком посвящено культуре французской», как об уникальном музее современного искусства, который был открыт для широкой публики в дореволюционной Москве.

Пресс-конференция, посвященная проекту «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Пресс-конференция, посвященная проекту «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Поэтому мы представим коллекцию Щукина такой, какой ее видели современники, какой она произвела огромное впечатление на русских футуристов и других молодых художников. То, что вы увидите в июне в Манеже Малого Эрмитажа, невозможно будет повторить больше нигде и никогда», — сказал он. В музее смогли реконструировать все основные блоки щукинской коллекции, «принципиально собрать все вещи». Это стало возможным, в частности, потому, что съемка интерьеров особняка Щукина сохранилась.

Всего выставка представит около 150 произведений из собрания Эрмитажа (который на это время изменит экспозицию в Главном штабе) и Пушкинского музея. Помимо знаменитых картин, это будут не такие знаменитые предметы, в частности деревянные скульптуры из Африки.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+