18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина

Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина

Две открывающиеся подряд выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Эрмитаже (26 июня — 30 октября) и «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в Пушкинском музее (28 июня — 30 октября) станут главными музейными проектами обеих столиц этим летом. «За всякими псевдоновостями вокруг возвращения выставки Морозова мы забыли о том, что речь идет и шла не об одной выставке, а о мощном „венке“ выставок, посвященных Щукину и братьям Морозовым», — подчеркнул директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции. В рамках межмузейного сотрудничества уже прошли показы коллекции Щукина в Москве и парижском фонде Louis Vuitton, а собрания Морозова — в Петербурге и Париже; наконец настало время заключительной фазы этого выставочного тура, работа над которым началась десять лет назад.

Морозовы в Москве

Рассказывая о московском проекте, посвященном собраниям братьев Морозовых — Ивана и менее известного как коллекционер Михаила, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак объяснила, чем он будет отличаться от вариантов, показанных в двух других городах: «Мы открываем выставку другого типа, рассказываем о другом. Не случайно ее подзаголовок „Брат Иван“ отсылает к Достоевскому. Мы рассказываем о крайне драматичной истории русского коллекционирования. Это было не только собрание новейшего на тот момент французского искусства, но и современного русского, и мы показываем этот нюанс. Это очень важная концепция».

Заместитель директора ГМИИ им. А.С.Пушкина по научной работе Илья Доронченков дополнил: «В фонде Louis Vuitton коллекции обоих братьев — Михаила и Ивана — были смешаны, и у зрителя создавалось визуальное впечатление, что они собирали их вместе. Но на самом деле два брата и их коллекции имели совершенно разный характер, и у себя мы это покажем». Михаил Морозов был «типичный купчина», он начинал с китча, а к концу жизни пришел к тому, что оказался единственным в России владельцем картины Мунка. Иван же сразу собирал свою коллекцию именно как «музей», он был человек методичный. (Напомним, что ранее подобным образом в ГМИИ в разных залах одной выставки акцентировали разный характер собраний Сергея Щукина и его братьев.)

По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, в двух предыдущих вариантах проекта те вещи, которые предоставила ГТГ, были в основном портретами семьи Морозовых. Сейчас же галерея покажет 71 произведение, включая графику и скульптуру, например статуи Коненкова, стоявшие в особняке. Несколько экспонатов также прибудет из Русского музея. Таким образом, всего на выставке будет представлено около 300 произведений — примерно в три раза больше, чем в Париже.

Фрагмент экспозиции «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton/Marc Domage.
Фрагмент экспозиции «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton/Marc Domage.

Кураторами проекта в ГМИИ выступают Наталья Кортунова, Александра Данилова, Алексей Петухов, Наталья Александрова и Анна Познанская. Как рассказал Алексей Петухов, еще одной важной особенностью стало то, что московская выставка основана на тщательной проработке сохранившихся в ГМИИ архивов Морозовых. Она сделана с фундаментальной основательностью и покажет развитие личности Ивана Морозова как коллекционера, от любителя к профессионалу. «Мы покажем, как он учился, какие книги читал, как учился созерцать. Морозов был одним из первых в России, кто осознал свою коллекцию именно как музей», — сказал Петухов. В витринах будут даже счета за покупку картин у парижских маршанов: «Мы реконструируем весь процесс принятия им решений».

Почти весь второй этаж ГМИИ будет преображен. Как рассказала нашему изданию куратор Анна Познанская, увы, невозможно воссоздать развеску как в особняке, так как фотографий морозовских интерьеров в отличие от щукинских не сохранилось. Поэтому архитекторы экспозиции Кирилл Асс и Надя Корбут поставили перед собой задачу уловить эстетский, «дизайнерский» подход Морозова к собирательству. Их концепция — современный музей, как если бы Морозов дожил до наших дней и был бы собирателем contemporary.

На выставке покажут вернувшиеся из реставрационных мастерских «Красные виноградники в Арле. Монмажур» ван Гога. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке покажут вернувшиеся из реставрационных мастерских «Красные виноградники в Арле. Монмажур» ван Гога.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Москве в морозовском проекте можно будет увидеть «Красные виноградники» Винсента ван Гога, только что пережившие реставрацию, работы Поля Гогена, отдельный зал фовизма и еще целый ряд картин, которые не выдаются из Пушкинского музея по состоянию сохранности.

Щукин в Санкт-Петербурге

По словам Михаила Пиотровского, петербургский вариант выставки коллекции Щукина будет отличаться от проекта в ГМИИ, который показывал Сергея Щукина как москвича и члена большой семьи. «Наша выставка будет происходить в Манеже Малого Эрмитажа. Мы расскажем, каким он видел развитие искусства».

Показ коллекции Щукина в Петербурге будет более богатым, чем это было в Москве и Париже, так как достаточно большое количество картин из его коллекции «невыездные» и не могли покинуть Эрмитаж, в частности произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса. Зритель впервые сможет увидеть весь «иконостас» Поля Гогена.

Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства, комиссар выставки «Новое искусство из коллекции братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton, подчеркнул, что Эрмитаж расскажет о доме, жилище Щукина, как о «об особом явлении русской культуры, которое было целиком посвящено культуре французской», как об уникальном музее современного искусства, который был открыт для широкой публики в дореволюционной Москве.

Пресс-конференция, посвященная проекту «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Пресс-конференция, посвященная проекту «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Поэтому мы представим коллекцию Щукина такой, какой ее видели современники, какой она произвела огромное впечатление на русских футуристов и других молодых художников. То, что вы увидите в июне в Манеже Малого Эрмитажа, невозможно будет повторить больше нигде и никогда», — сказал он. В музее смогли реконструировать все основные блоки щукинской коллекции, «принципиально собрать все вещи». Это стало возможным, в частности, потому, что съемка интерьеров особняка Щукина сохранилась.

Всего выставка представит около 150 произведений из собрания Эрмитажа (который на это время изменит экспозицию в Главном штабе) и Пушкинского музея. Помимо знаменитых картин, это будут не такие знаменитые предметы, в частности деревянные скульптуры из Африки.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+