18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными

На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий

Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и Михаил Пиотровский, глава Государственного Эрмитажа, поделились подробностями сенсационного межмузейного обмена шедеврами Клода Моне и Поля Сезанна, Пабло Пикассо и Анри Матисса, Поля Гогена и Винсента ван Гога из дореволюционных собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Выставка «Щукин. Биография коллекции» откроется в Москве 18 июня, а «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» — в Петербурге 20 июня. Затем оба музея обменяются выставками. А в 2020 году собрание Морозова ждут в Париже в Фонде Louis Vuitton, вслед за коллекцией Щукина, показ которой стал рекордным по посещаемости в мире в 2017 году. Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина и сокуратор проекта в ГМИИ, подчеркнул, что российская выставка собрания его деда будет отличаться от парижской экспозиции 2017 года, где были по преимуществу знаковые работы. «Это будет совершенно иная выставка, чем в Париже. Только в Москве стало возможно поместить все в соответствующий контекст», — рассказал он.

Марина Лошак уточнила, что проект «Щукин. Биография коллекции», над созданием которого работали сотрудники музея, — «это только сигнал, чтобы поговорить обо всей традиции московского собирательства». Разговор будут вести на примере Сергея Щукина и его братьев, каждый из которых занимался коллекционированием. По ее словам, сотрудники Эрмитажа, параллельно создававшие выставку об Иване Морозове, не сговариваясь с ГМИИ, тоже поняли, что в проекте необходимо рассказать о семье коллекционера. Так что выставка «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» будет посвящена собранию Ивана и его менее известного брата Михаила, чья коллекция западного искусства сначала была передана в Третьяковскую галерею, потом оказалась в Государственном музее нового западного искусства и, наконец, была разделена между Эрмитажем и Пушкинским музеем.

Перед кураторами проекта, посвященного Щукиным, стояла более трудная задача, ведь сыновей купца Василия Щукина было шестеро и четверо из них, включая знаменитого Сергея, увлекались коллекционированием искусства. Пушкинский музей расскажет обо всех четверых. Помимо Сергея, который сосредоточился на покупке картин импрессионистов и постимпрессионистов, большое значение в истории ГМИИ сыграл Дмитрий — он собирал старых мастеров. Его коллекция легла в основу голландских залов музея. Государственный исторический музей предоставит на выставку экспонаты из собрания Петра Щукина, чья коллекция составляла 40 тыс. предметов и стала важнейшей частью музейной экспозиции. Наконец, на выставке вспомнят и четвертого брата — Ивана. К сожалению, его собрание после смерти владельца было распродано и важного следа в истории русских музеев не оставило. Марина Лошак сказала, что выставка получается огромной — под нее будет отведен весь второй этаж главного здания.

Руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что выставки все-таки не одинаковы по подходу и созданный петербуржцами проект о братьях Морозовых столь масштабным не выйдет — он будет более компактным и сосредоточится в основном на шедеврах. Зато на этой выставке будет много сюрпризов и «музейных игр», перекличек. «Мы делаем венок памяти коллекционерам. Коллекции Щукина и Морозова очень разные, и я очень рад, что мы их наконец разделили», — сказал Пиотровский.

Также он заметил, что на этих выставках петербургская и московская части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз, поскольку картины очень хрупки и некоторые из них из-за плохой сохранности в обозримом будущем больше не будут покидать стены музеев.

Андре-Марк Делок-Фурко напомнил, что особняк его деда, в котором коллекция Сергея Щукина впервые была открыта для москвичей, находится совсем рядом (Большой Знаменский пер., д. 8), но сегодня он, увы, недоступен для широкой публики. Марина Лошак добавила: «Нам нужен дом Щукина, который находится в нашем музейном квартале. Нам надо консолидироваться, чтобы он снова стал частью нашей культуры». Она призвала общественность помочь сделать так, чтобы этот особняк из здания Министерства обороны вновь превратился в «дом Щукина».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+