Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными

На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий

Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка» («Странствующие гимнасты»). 1901. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка» («Странствующие гимнасты»). 1901.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и Михаил Пиотровский, глава Государственного Эрмитажа, поделились подробностями сенсационного межмузейного обмена шедеврами Клода Моне и Поля Сезанна, Пабло Пикассо и Анри Матисса, Поля Гогена и Винсента ван Гога из дореволюционных собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Выставка «Щукин. Биография коллекции» откроется в Москве 18 июня, а «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» — в Петербурге 20 июня. Затем оба музея обменяются выставками. А в 2020 году собрание Морозова ждут в Париже в Фонде Louis Vuitton, вслед за коллекцией Щукина, показ которой стал рекордным по посещаемости в мире в 2017 году. Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина и сокуратор проекта в ГМИИ, подчеркнул, что российская выставка собрания его деда будет отличаться от парижской экспозиции 2017 года, где были по преимуществу знаковые работы. «Это будет совершенно иная выставка, чем в Париже. Только в Москве стало возможно поместить все в соответствующий контекст», — рассказал он.

Марина Лошак уточнила, что проект «Щукин. Биография коллекции», над созданием которого работали сотрудники музея, — «это только сигнал, чтобы поговорить обо всей традиции московского собирательства». Разговор будут вести на примере Сергея Щукина и его братьев, каждый из которых занимался коллекционированием. По ее словам, сотрудники Эрмитажа, параллельно создававшие выставку об Иване Морозове, не сговариваясь с ГМИИ, тоже поняли, что в проекте необходимо рассказать о семье коллекционера. Так что выставка «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» будет посвящена собранию Ивана и его менее известного брата Михаила, чья коллекция западного искусства сначала была передана в Третьяковскую галерею, потом оказалась в Государственном музее нового западного искусства и, наконец, была разделена между Эрмитажем и Пушкинским музеем.

Пабло Пикассо. «Любительница абсента». 1901. Фото: Государственный Эрмитаж
Пабло Пикассо. «Любительница абсента». 1901.
Фото: Государственный Эрмитаж

Перед кураторами проекта, посвященного Щукиным, стояла более трудная задача, ведь сыновей купца Василия Щукина было шестеро и четверо из них, включая знаменитого Сергея, увлекались коллекционированием искусства. Пушкинский музей расскажет обо всех четверых. Помимо Сергея, который сосредоточился на покупке картин импрессионистов и постимпрессионистов, большое значение в истории ГМИИ сыграл Дмитрий — он собирал старых мастеров. Его коллекция легла в основу голландских залов музея. Государственный исторический музей предоставит на выставку экспонаты из собрания Петра Щукина, чья коллекция составляла 40 тыс. предметов и стала важнейшей частью музейной экспозиции. Наконец, на выставке вспомнят и четвертого брата — Ивана. К сожалению, его собрание после смерти владельца было распродано и важного следа в истории русских музеев не оставило. Марина Лошак сказала, что выставка получается огромной — под нее будет отведен весь второй этаж главного здания.

Руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что выставки все-таки не одинаковы по подходу и созданный петербуржцами проект о братьях Морозовых столь масштабным не выйдет — он будет более компактным и сосредоточится в основном на шедеврах. Зато на этой выставке будет много сюрпризов и «музейных игр», перекличек. «Мы делаем венок памяти коллекционерам. Коллекции Щукина и Морозова очень разные, и я очень рад, что мы их наконец разделили», — сказал Пиотровский.

Также он заметил, что на этих выставках петербургская и московская части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз, поскольку картины очень хрупки и некоторые из них из-за плохой сохранности в обозримом будущем больше не будут покидать стены музеев.

Андре-Марк Делок-Фурко напомнил, что особняк его деда, в котором коллекция Сергея Щукина впервые была открыта для москвичей, находится совсем рядом (Большой Знаменский пер., д. 8), но сегодня он, увы, недоступен для широкой публики. Марина Лошак добавила: «Нам нужен дом Щукина, который находится в нашем музейном квартале. Нам надо консолидироваться, чтобы он снова стал частью нашей культуры». Она призвала общественность помочь сделать так, чтобы этот особняк из здания Министерства обороны вновь превратился в «дом Щукина».

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+