18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Часть коллекции Морозовых вернулась из Парижа в Россию

Винсент ван Гог. «Море в Сент-Мари». 1888. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Винсент ван Гог. «Море в Сент-Мари». 1888. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Первая часть экспонатов выставки «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» в Фонде Louis Vuitton уже на территории России. Об этом рассказал Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сообщил, что часть произведений искусства из коллекции Морозовых прибыла из Франции в Россию.

«Сейчас происходит отправка как раз произведений из Парижа, первая машина уже на территории Российской Федерации», — сказал он в эфире радиостанции «Говорит Москва».

Выставка «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» открылась в парижском Фонде Louis Vuitton 22 сентября 2021 года и пользовалась громадным успехом — за полгода ее увидели 1,2 млн зрителей. Она должна была закрыться 22 февраля этого года, однако еще до начала украинских событий ее успели продлить до 3 апреля.

В течение последнего месяца во французской и российской прессе и соцсетях появлялись многочисленные публикации, в том числе явно спекулятивные, авторы которых либо призывали к «аресту» этого российского имущества, либо просто опасались за его участь.

Немного успокаивало то, что при подготовке выставки в Фонде Louis Vuitton французский министр культуры, согласно протоколу, действующему при каждом крупном привозе произведений искусства из-за границы, подписал в феврале 2021 года указ об освобождении этих экспонатов от ареста до конца проекта. Когда выставку решили продлить, был подписан дополнительный документ об увеличении срока защиты до 15 мая. Но, несмотря на это, опасения по поводу задержания работ французскими властями были сильны.

Президент Франции Эмманюэль Макрон и куратор Анна Бальдассари на открытии выставки «Коллекция Морозовых. Шедевры мирового искусства» в Фонде Louis Vuitton. Фото: Romain Gaillard/Pool/ABACAPRESS.COM
Президент Франции Эмманюэль Макрон и куратор Анна Бальдассари на открытии выставки «Коллекция Морозовых. Шедевры мирового искусства» в Фонде Louis Vuitton.
Фото: Romain Gaillard/Pool/ABACAPRESS.COM

Двадцать девятого марта Министерство культуры РФ сообщило, что для возвращения коллекции Морозовых из Парижа в Россию составили «дорожную карту». Тогда министр культуры Ольга Любимова рассказала, что процесс осложняется проблемами с логистикой: «вопрос возвращения в страну в том числе — это вопрос очень кропотливой работы со всеми участниками и выставочного процесса, и с нашими дипломатами по тому, как и в какие сроки коллекция будет возвращена». Задержание на финско-российской границе 2–3 апреля экспонатов с других выставок продемонстрировало, что санкции действительно отражаются на возвращении на родину предметов из российских музеев (эти произведения сейчас уже находятся на территории России).

Проект «Коллекция Морозовых» собрал около 170 картин и скульптур русских и французских художников, среди которых Винсент ван Гог, Поль Гоген, Эдуард Мане, Анри Матисс, Клод Моне, Пабло Пикассо, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Огюст Роден, Поль Сезанн, Михаил Врубель, Наталия Гончарова, Константин Коровин, Казимир Малевич, Илья Репин, Валентин Серов и другие. Кроме картин из собраний Эрмитажа и Пушкинского музея на выставке были представлены работы из Третьяковской галереи, Русского музея, Национального художественного музея Республики Беларусь, Днепропетровского художественного музея и из частных российских собраний: музея MAGMA, коллекций Петра Авена, Владимира и Екатерины Семенихиных.

Когда произведения из этого проекта уже готовились к отправке в Россию, французское министерство культуры объявило, что две картины задержатся во Франции.

Портрет Маргариты Морозовой кисти Валентина Серова из днепропетровского музея останется, «пока ситуация в стране не позволит ее вернуть». А «Автопортрет» Петра Кончаловского из собрания олигарха Петра Авена, находящегося под санкциями, задержан с формулировкой «пока активы его владельца будут оставаться замороженными». Другие произведения из частных собраний, принадлежащие Вячеславу Кантору и Владимиру и Екатерине Семенихиным, были выданы на выставку от имени их музейных институций, то есть защищены от ареста. Однако позже агентство AFP со ссылкой на министерство культуры страны сообщило, что полотно Кантора, имя которого появилось в санкционных списках, также может быть задержано.

Почему этот проект был так важен для российской культуры (помимо того, что включает половину главных произведений импрессионистов из наших собраний)? Он своего рода святой Грааль нашей истории искусства последнего столетия.

Он объединил разделенное между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина собрание Ивана и Михаила Морозовых, которое, наряду с собранием Сергея Щукина, долгие годы было яблоком раздора между их директорами Борисом Пиотровским и Ириной Антоновой. Новый этап восприятия этой коллекции был ознаменован «примирением» мейджоров и созданием виртуального Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) — реконструкции советской институции, существовавшей между двумя мировыми войнами в Москве, где и хранились объединенные коллекции Морозовых и Щукина после революции и их национализации. Вслед за закрытием ГМНЗИ в 1948 году шедевры были примерно поровну поделены между Москвой и Ленинградом, что заложило основу для дальнейшего конфликта. Сейчас на сайте ГМНЗИ в цифровом виде и в цифровых интерьерах представлены оба собрания.

Сотрудничество Эрмитажа и ГМИИ в этом вопросе продолжилось серией выставок. Сначала воссоединенное собрание Сергея Щукина показали в Париже и Москве (в Санкт-Петербурге оно должно быть выставлено нынешним летом). Затем проект «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» успели продемонстрировать в Эрмитаже в доковидном 2019 году. После злосчастная выставка открылась в Фонде Louis Vuitton в Париже — лишь только наступил просвет в карантине. Теперь наконец мы ждем московский вариант экспозиции «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» — надеемся, что этим летом (ранее объявленные даты — 27 июня — 30 октября).

Парижская выставка собрания Морозовых открывалась с большой помпой и при громадном интересе публики. Куратором проекта выступила Анна Бальдассари — один из самых уважаемых французских кураторов, бывший директор парижского Музея Пикассо и автор предыдущего выставочного блокбастера в Фонде Louis Vuitton «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина», который в 2017 году установил новый мировой музейный рекорд — более 1,2 млн посетителей. В прошлогоднем интервью Бальдассари объясняла, почему, помимо картин, купленных Иваном Морозовым, — самых знаменитых полотен, ядра выставки «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства», — на ней оказалось много дополнительных произведений. В первую очередь это картины, приобретенные его братом Михаилом. Однако концепция гораздо сложнее. «Еще одна особенность выставки — это дополнение коллекции Михаила и Ивана контекстом. Мне хотелось показать бэкстейдж московской жизни того времени. Идея — представить не только семью Морозовых, но и Савву Мамонтова, Павла Третьякова — больших, влиятельных меценатов. Ведь все они формировали экономический, социальный и культурный контекст, в котором складывались русские коллекции французского искусства. Для Эрмитажа, для русского зрителя это во многом второстепенный сюжет, потому что это часть вашей истории. Но нам, французам, важно видеть историческую перспективу, нам это интересно», — объясняла тогда Анна Бальдассари.

Сурия Садекова, в тот момент завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина и куратор проекта с московской стороны, рассказывала нашему изданию о том, как сложно, даже в прежние благополучные времена, было перевезти в Париж произведения из коллекции Щукина. «В выставке участвовало более 160 работ, рыночная оценка каждой из которых — десятки, а то и сотни миллионов евро. По правилам транспортировки музейных произведений в одном самолете не могут путешествовать работы общей стоимостью более чем на €300 млн, то есть в один самолет могли поместиться две-три картины. Логистика была безумная: 12 самолетов только из нашего музея, столько же из Эрмитажа».

Подробностей о транспортировке морозовских вещей тогда не раскрывалось, но очевидно, что проблемы были сходными — и тем тяжелее, при отсутствии прямого авиасообщения, было организовать их возвращение сегодня.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+