Экспонаты из музеев РФ, задержанные на финской таможне, возвращаются домой

Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1926. Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1926.
Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»

Произведения искусства из российских музеев, экспонировавшиеся на зарубежных выставках и задержанные на финской таможне как предметы роскоши, в итоге под санкции не попали

Министр культуры РФ Ольга Любимова написала в своем Telegram-канале, что картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства из российских музеев, перевозившиеся после показа в Италии и Японии и задержанные на финской таможне 2 и 3 апреля, вернутся домой в течение ближайших трех дней.

«Компетентные органы власти могут разрешить передачу или экспорт в Россию предметов сферы культуры, которые находятся во временной выдаче в рамках официального культурного сотрудничества с Россией», — ссылается Ольга Любимова на полученные сообщения. По ее словам, решение Еврокомиссии о том, что участвовавшие в зарубежных выставках экспонаты не попадают в санкционный перечень, позволяет начать их дальнейшую транспортировку.

«Минкультуры уже приступило к организации возврата коллекций, ожидается, что работы вернутся в Российскую Федерацию в ближайшие выходные», — заключила министр.

Таким образом, свои экспонаты получат обратно Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск» и «Царское Село».

Финская сторона объясняла свои действия тем, что задержанные вещи относятся к категории предметов роскоши, на которые распространяются санкции Европейского союза в отношении России. Стоимость одного груза была заявлена в размере €10 млн, другого — €26 млн, третьего — более €6 млн.

«Это временная ситуация. Российские музеи до сих пор владеют этими произведениями искусства», — заявлял вместе с тем Теему Сеппонен, глава отдела экспортного контроля МИД Финляндии.

Николай Рерих. «Заратустра». 1931. Фото: Государственный музей Востока
Николай Рерих. «Заратустра». 1931.
Фото: Государственный музей Востока

Ранее Министерство культуры РФ уточнило, что экспонаты, проходящие таможенный досмотр на финской границе, были частью двух выставок в Италии.

Первая выставка — «Гранд-тур. Миф, видение и чувство Италии» (Милан, галерея «Пьяцца Скала», работала до 27 марта). В нее были включены предметы из Прадо, Лувра, лондонской Национальной галереи, Бельведера, Рейксмузеума, Метрополитен-музея. Из России на выставку, в частности, привозили «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева» Жана Огюста Доминика Энгра, «Амура» Антонио Кановы, «Портрет Николая Борисовича Юсупова с собакой» авторства Иоганна Баптиста Лампи и Якоба Филиппа Хаккерта, «Автопортрет» Элизабет Виже-Лебрен и «Семью Толстых в Венеции» Джулио Карлини (Государственный Эрмитаж), а также «Вид с Палатинского холма на Колизей» Карло Лабруцци («Царское Село»), полотна Авраама-Луи-Рудольфа Дюкро по мотивам гранд-тура великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны («Павловск») и «Портрет великой княгини Марии Федоровны» Кристофера Хеветсона («Гатчина»).

Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вторая выставка — «Форма бесконечности» — проходила в Музее современного искусства «Каза Каваццини» в Удине с 16 октября по 23 марта. В экспозиции, включавшей работы импрессионистов и авангардистов, приняли участие работы из Третьяковской галереи, Государственного музея Востока и музея-заповедника «Абрамцево». Среди авторов — Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Аристарх Лентулов, Михаил Нестеров, Николай Рерих и другие художники.

Кроме того, в число экспонатов, задержанных на таможне, входят художественные произведения из ГМИИ им. Пушкина, прибывшие из Японии, где они экспонировались в Городском музее Тиба.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+