18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Экспонаты из музеев РФ, задержанные на финской таможне, возвращаются домой

Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1926. Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1926.
Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»

Произведения искусства из российских музеев, экспонировавшиеся на зарубежных выставках и задержанные на финской таможне как предметы роскоши, в итоге под санкции не попали

Министр культуры РФ Ольга Любимова написала в своем Telegram-канале, что картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства из российских музеев, перевозившиеся после показа в Италии и Японии и задержанные на финской таможне 2 и 3 апреля, вернутся домой в течение ближайших трех дней.

«Компетентные органы власти могут разрешить передачу или экспорт в Россию предметов сферы культуры, которые находятся во временной выдаче в рамках официального культурного сотрудничества с Россией», — ссылается Ольга Любимова на полученные сообщения. По ее словам, решение Еврокомиссии о том, что участвовавшие в зарубежных выставках экспонаты не попадают в санкционный перечень, позволяет начать их дальнейшую транспортировку.

«Минкультуры уже приступило к организации возврата коллекций, ожидается, что работы вернутся в Российскую Федерацию в ближайшие выходные», — заключила министр.

Таким образом, свои экспонаты получат обратно Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск» и «Царское Село».

Финская сторона объясняла свои действия тем, что задержанные вещи относятся к категории предметов роскоши, на которые распространяются санкции Европейского союза в отношении России. Стоимость одного груза была заявлена в размере €10 млн, другого — €26 млн, третьего — более €6 млн.

«Это временная ситуация. Российские музеи до сих пор владеют этими произведениями искусства», — заявлял вместе с тем Теему Сеппонен, глава отдела экспортного контроля МИД Финляндии.

Николай Рерих. «Заратустра». 1931. Фото: Государственный музей Востока
Николай Рерих. «Заратустра». 1931.
Фото: Государственный музей Востока

Ранее Министерство культуры РФ уточнило, что экспонаты, проходящие таможенный досмотр на финской границе, были частью двух выставок в Италии.

Первая выставка — «Гранд-тур. Миф, видение и чувство Италии» (Милан, галерея «Пьяцца Скала», работала до 27 марта). В нее были включены предметы из Прадо, Лувра, лондонской Национальной галереи, Бельведера, Рейксмузеума, Метрополитен-музея. Из России на выставку, в частности, привозили «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева» Жана Огюста Доминика Энгра, «Амура» Антонио Кановы, «Портрет Николая Борисовича Юсупова с собакой» авторства Иоганна Баптиста Лампи и Якоба Филиппа Хаккерта, «Автопортрет» Элизабет Виже-Лебрен и «Семью Толстых в Венеции» Джулио Карлини (Государственный Эрмитаж), а также «Вид с Палатинского холма на Колизей» Карло Лабруцци («Царское Село»), полотна Авраама-Луи-Рудольфа Дюкро по мотивам гранд-тура великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны («Павловск») и «Портрет великой княгини Марии Федоровны» Кристофера Хеветсона («Гатчина»).

Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вторая выставка — «Форма бесконечности» — проходила в Музее современного искусства «Каза Каваццини» в Удине с 16 октября по 23 марта. В экспозиции, включавшей работы импрессионистов и авангардистов, приняли участие работы из Третьяковской галереи, Государственного музея Востока и музея-заповедника «Абрамцево». Среди авторов — Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Аристарх Лентулов, Михаил Нестеров, Николай Рерих и другие художники.

Кроме того, в число экспонатов, задержанных на таможне, входят художественные произведения из ГМИИ им. Пушкина, прибывшие из Японии, где они экспонировались в Городском музее Тиба.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+