18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Франция намерена защищать коллекцию Морозовых во время транспортировки в Россию

Валентин Серов. «Портрет Ивана Абрамовича Морозова». 1910. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Валентин Серов. «Портрет Ивана Абрамовича Морозова». 1910. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Произведения искусства из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С.Пушкина и частных собраний были на выставке «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» в Фонде Louis Vuitton, которую за полгода работы посетили 1,2 млн зрителей

В условиях сложной геополитической обстановки Франция предпринимает все шаги для обеспечения безопасного возвращения в Россию выдающейся коллекции Морозовых, которая с сентября прошлого года экспонировалась на выставке в Фонде Louis Vuitton в Париже.

На выставке, которая закрылась 3 апреля и привлекла более 1,2 млн посетителей, было представлено около 200 шедевров — работы Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, которые были собраны в начале 1900-х годов текстильными магнатами Михаилом и Иваном Морозовыми. Большая часть произведений предоставлена Государственным Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственной Третьяковской галереей, но некоторые поступили из частных собраний.

Каталог выставки «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» содержит предисловие, подписанное президентами Эмманюэлем Макроном и Владимиром Путиным, свидетельствующее, что все дипломатические договоренности, необходимые для организации проекта такого уровня, были достигнуты.

Произведения из российских музеев защищены французским законодательством от ареста, как и работы из фонда «Екатерина» Екатерины и Владимира Семенихиных. Приказ об освобождении от ареста, обновленный французскими министерствами культуры и иностранных дел в феврале, действует до 15 мая (в обычных обстоятельствах этого времени вполне хватило бы для отправки произведений искусства обратно в Россию), но может быть продлен снова в случае необходимости.

Чиновник из французского правительства, пожелавший остаться анонимным из-за деликатности вопроса, сообщил The Art Newspaper, что, «несмотря ни на что и на новости, поступающие с Украины, мы обязаны защищать культурные обмены». По его словам, «с российской стороны не возникло никаких сложностей» с возвращением 15 экспонатов, которые французские музеи после начала спецоперации России на Украине сняли с показа на выставке «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» в Музеях Московского Кремля.

Когда произведения из проекта «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» уже готовились к отправке в Россию, французское министерство культуры объявило, что две картины задержатся во Франции. Портрет Маргариты Морозовой кисти Валентина Серова из днепропетровского музея останется, «пока ситуация в стране не позволит ее вернуть». А «Автопортрет» Петра Кончаловского из собрания олигарха Петра Авена, находящегося под санкциями, задержан с формулировкой «пока активы его владельца будут оставаться замороженными». Другие произведения из частных собраний, принадлежащие Вячеславу Кантору и Владимиру и Екатерине Семенихиным, были выданы на выставку от имени их музейных институций, то есть защищены от ареста. Однако позже агентство AFP со ссылкой на министерство культуры страны сообщило, что портрет Тимофея Морозова кисти Валентина Серова, присланный частным Музеем искусства авангарда (MAGMA) Вячеслава Кантора, имя которого в последние дни появилось в санкционных списках, также, возможно, будет задержан.

С возвратом экспонатов по-прежнему связаны многочисленные логистические и дипломатические сложности. Россия берет на себя перевозку, которая должна осуществляться наземным транспортом, поскольку авиасообщение с Францией приостановлено. Но французскому правительству пришлось вмешаться, чтобы обеспечить безопасный проход произведений искусства через границы сопредельных государств. Оно установило дипломатические контакты со всеми соответствующими странами, чтобы гарантировать, что работы не будут конфискованы по пути домой. Согласно тому же источнику, ведутся переговоры с Брюсселем об «изменении европейских документов», чтобы произведения искусства не классифицировались как «предметы роскоши» и не подлежали конфискации.

«Если безопасность перемещения не может быть обеспечена до 15 мая, работы будут переданы под защиту французского государства до тех пор, пока она не станет возможной», — говорят официальные лица.

«Мы хотим избежать каких-либо инцидентов. Мы не хотим, чтобы колонны останавливали и арестовывали в пути», — добавляют они, имея в виду недавнее происшествие на границе с Финляндией, когда ящики с произведениями искусства возвращались в российские музеи из Италии и Японии.

Напомним, что эти экспонаты уже благополучно прибыли в свои музеи и осматриваются, как и положено, хранителями и реставраторами. «Я хочу сердечно поблагодарить сотрудников посольства России в Финляндии, Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры РФ, правительство РФ, Федеральную таможенную службу, МИД Финляндии, наших партнеров в Италии и в Финляндии, которые вместе подтвердили очень важную вещь в международном праве: культурные и выставочные обмены имеют особый статус даже в условиях санкционных ограничений», — сказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во время выгрузки и распаковки произведений. «Что касается других выставок, — добавил он, — все идет своим чередом, экспонаты готовятся к возвращению. Но напоминаем, что публичное обсуждение этих процессов вредит безопасности экспонатов».

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+