18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франция намерена защищать коллекцию Морозовых во время транспортировки в Россию

Валентин Серов. «Портрет Ивана Абрамовича Морозова». 1910. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Валентин Серов. «Портрет Ивана Абрамовича Морозова». 1910. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Произведения искусства из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С.Пушкина и частных собраний были на выставке «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» в Фонде Louis Vuitton, которую за полгода работы посетили 1,2 млн зрителей

В условиях сложной геополитической обстановки Франция предпринимает все шаги для обеспечения безопасного возвращения в Россию выдающейся коллекции Морозовых, которая с сентября прошлого года экспонировалась на выставке в Фонде Louis Vuitton в Париже.

На выставке, которая закрылась 3 апреля и привлекла более 1,2 млн посетителей, было представлено около 200 шедевров — работы Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, которые были собраны в начале 1900-х годов текстильными магнатами Михаилом и Иваном Морозовыми. Большая часть произведений предоставлена Государственным Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственной Третьяковской галереей, но некоторые поступили из частных собраний.

Каталог выставки «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» содержит предисловие, подписанное президентами Эмманюэлем Макроном и Владимиром Путиным, свидетельствующее, что все дипломатические договоренности, необходимые для организации проекта такого уровня, были достигнуты.

Произведения из российских музеев защищены французским законодательством от ареста, как и работы из фонда «Екатерина» Екатерины и Владимира Семенихиных. Приказ об освобождении от ареста, обновленный французскими министерствами культуры и иностранных дел в феврале, действует до 15 мая (в обычных обстоятельствах этого времени вполне хватило бы для отправки произведений искусства обратно в Россию), но может быть продлен снова в случае необходимости.

Чиновник из французского правительства, пожелавший остаться анонимным из-за деликатности вопроса, сообщил The Art Newspaper, что, «несмотря ни на что и на новости, поступающие с Украины, мы обязаны защищать культурные обмены». По его словам, «с российской стороны не возникло никаких сложностей» с возвращением 15 экспонатов, которые французские музеи после начала спецоперации России на Украине сняли с показа на выставке «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» в Музеях Московского Кремля.

Когда произведения из проекта «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» уже готовились к отправке в Россию, французское министерство культуры объявило, что две картины задержатся во Франции. Портрет Маргариты Морозовой кисти Валентина Серова из днепропетровского музея останется, «пока ситуация в стране не позволит ее вернуть». А «Автопортрет» Петра Кончаловского из собрания олигарха Петра Авена, находящегося под санкциями, задержан с формулировкой «пока активы его владельца будут оставаться замороженными». Другие произведения из частных собраний, принадлежащие Вячеславу Кантору и Владимиру и Екатерине Семенихиным, были выданы на выставку от имени их музейных институций, то есть защищены от ареста. Однако позже агентство AFP со ссылкой на министерство культуры страны сообщило, что портрет Тимофея Морозова кисти Валентина Серова, присланный частным Музеем искусства авангарда (MAGMA) Вячеслава Кантора, имя которого в последние дни появилось в санкционных списках, также, возможно, будет задержан.

С возвратом экспонатов по-прежнему связаны многочисленные логистические и дипломатические сложности. Россия берет на себя перевозку, которая должна осуществляться наземным транспортом, поскольку авиасообщение с Францией приостановлено. Но французскому правительству пришлось вмешаться, чтобы обеспечить безопасный проход произведений искусства через границы сопредельных государств. Оно установило дипломатические контакты со всеми соответствующими странами, чтобы гарантировать, что работы не будут конфискованы по пути домой. Согласно тому же источнику, ведутся переговоры с Брюсселем об «изменении европейских документов», чтобы произведения искусства не классифицировались как «предметы роскоши» и не подлежали конфискации.

«Если безопасность перемещения не может быть обеспечена до 15 мая, работы будут переданы под защиту французского государства до тех пор, пока она не станет возможной», — говорят официальные лица.

«Мы хотим избежать каких-либо инцидентов. Мы не хотим, чтобы колонны останавливали и арестовывали в пути», — добавляют они, имея в виду недавнее происшествие на границе с Финляндией, когда ящики с произведениями искусства возвращались в российские музеи из Италии и Японии.

Напомним, что эти экспонаты уже благополучно прибыли в свои музеи и осматриваются, как и положено, хранителями и реставраторами. «Я хочу сердечно поблагодарить сотрудников посольства России в Финляндии, Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры РФ, правительство РФ, Федеральную таможенную службу, МИД Финляндии, наших партнеров в Италии и в Финляндии, которые вместе подтвердили очень важную вещь в международном праве: культурные и выставочные обмены имеют особый статус даже в условиях санкционных ограничений», — сказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во время выгрузки и распаковки произведений. «Что касается других выставок, — добавил он, — все идет своим чередом, экспонаты готовятся к возвращению. Но напоминаем, что публичное обсуждение этих процессов вредит безопасности экспонатов».

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
4
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+