18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Западные СМИ о судьбе экспонатов из музеев РФ на европейских выставках

Винсент Ван Гог. Фрагмент картины «Морской пейзаж в Сен-Мари». 1888. Фото: ГМИИ им. Пушкина
Винсент Ван Гог. Фрагмент картины «Морской пейзаж в Сен-Мари». 1888.
Фото: ГМИИ им. Пушкина

Яйца Фаберже, картины импрессионистов из ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа и другие шедевры в настоящий момент экспонируются в европейских музеях

На фоне продолжающегося конфликта на Украине ряд экспонатов из российских музеев остается на выставках в различных музеях Западной Европы.

Один из проектов с участием предметов из российских музеев — «Фаберже в Лондоне. От романа до революции» — проходит в Музее Виктории и Альберта (до 8 мая). Там, в частности, представлены три яйца Фаберже из Музеев Московского Кремля: «Александровский дворец», «Московский Кремль» и «300-летие дома Романовых». Представитель Музея Виктории и Альберта рассказал, что они поддерживают связь с Департаментом цифровых технологий, культуры, медиа и спорта по поводу развития украинской ситуации. «На сегодняшний день у нас не было обращений о возврате предоставленных экспонатов от российских организаций», — сообщил он.

Согласно уставу британского Департамента цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, «объекты, предоставленные из-за границы на временные выставки в музеях Великобритании, защищены от конфискации судами Великобритании, если они выставлены в музее или галерее и были одобрены министром культуры и если музей или галерея опубликовали информацию о полученных предметах». Таким образом, департамент гарантирует защиту экспонатов, предоставленных иностранными учреждениями, потому что в некоторых случаях право собственности может быть оспорено и тогда многие страны отказывались бы от сотрудничества.

Ювелирные пасхальные яйца «Московский Кремль» (справа) и «Лебедь» (слева), изготовленные фирмой Карла Фаберже в 1903 и 1906 годах по заказу Николая II. Фото: Vickie Flores/EPA/ТАСС
Ювелирные пасхальные яйца «Московский Кремль» (справа) и «Лебедь» (слева), изготовленные фирмой Карла Фаберже в 1903 и 1906 годах по заказу Николая II.
Фото: Vickie Flores/EPA/ТАСС

Другая громкая выставка со множеством предметов из российских музеев — «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» в парижском Фонде Louis Vuitton. Это произведения Пьера Боннара, Винсента ван Гога, Андре Дерена, Пабло Пикассо, Поля Сезанна — в основном из коллекций Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а также Государственной Третьяковской галереи.

Газета Figaro сообщает, что сразу после начала российской операции во французских соцсетях начали звучать призывы к конфискации этой коллекции французским государством. Адвокат Оливье де Бек, специализирующийся на искусстве, сказал Figaro, что, «согласно закону, действующему с 10 августа 1994 года, французское государство не может конфисковать эти картины, графику и скульптуры, поскольку они находятся в ведении иностранных государственных учреждений». При подготовке выставки в Фонде Louis Vuitton французский министр культуры, согласно протоколу, действующему при каждом крупном привозе произведений искусства из-за границы, подписал в феврале 2021 года указ об освобождении этих экспонатов от ареста. Когда выставку решили продлить до 3 апреля (по плану она должна была закрыться 22 февраля), был подписан дополнительный документ о продлении срока защиты.

Представители Фонда Louis Vuitton заявили, что выставка не будет закрываться досрочно. Ситуацию изданию Figaro прокомментировал советник генерального директора LVMH Бернара Арно Жан-Поль Клавери: «На данный момент мне не звонили ни из российского посольства, ни из музеев. Напоминаю, что наша обязанность — защита произведений искусства. Поэтому мы обеспечим, как и договорились, их возвращение в музей. Если условия для их безопасного путешествия окажутся недостаточными, мы подождем».

Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Западные музеи и коллекционеры при этом отзывают свои экспонаты с российских выставок, причем как с уже работающих, так и с планируемых. Как стало известно, выставка в Музеях Московского Кремля, посвященная дуэлям, в которой должны были принять участие Прадо, Лувр, британская Королевская коллекция и другие европейские музеи, на этой неделе не откроется. Снимают экспонаты и с выставки современного искусства «Многообразие. Единство» в Третьяковской галерее, которой оставалось работать всего несколько недель.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+