18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Западные СМИ о судьбе экспонатов из музеев РФ на европейских выставках

Винсент Ван Гог. Фрагмент картины «Морской пейзаж в Сен-Мари». 1888. Фото: ГМИИ им. Пушкина
Винсент Ван Гог. Фрагмент картины «Морской пейзаж в Сен-Мари». 1888.
Фото: ГМИИ им. Пушкина

Яйца Фаберже, картины импрессионистов из ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа и другие шедевры в настоящий момент экспонируются в европейских музеях

На фоне продолжающегося конфликта на Украине ряд экспонатов из российских музеев остается на выставках в различных музеях Западной Европы.

Один из проектов с участием предметов из российских музеев — «Фаберже в Лондоне. От романа до революции» — проходит в Музее Виктории и Альберта (до 8 мая). Там, в частности, представлены три яйца Фаберже из Музеев Московского Кремля: «Александровский дворец», «Московский Кремль» и «300-летие дома Романовых». Представитель Музея Виктории и Альберта рассказал, что они поддерживают связь с Департаментом цифровых технологий, культуры, медиа и спорта по поводу развития украинской ситуации. «На сегодняшний день у нас не было обращений о возврате предоставленных экспонатов от российских организаций», — сообщил он.

Согласно уставу британского Департамента цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, «объекты, предоставленные из-за границы на временные выставки в музеях Великобритании, защищены от конфискации судами Великобритании, если они выставлены в музее или галерее и были одобрены министром культуры и если музей или галерея опубликовали информацию о полученных предметах». Таким образом, департамент гарантирует защиту экспонатов, предоставленных иностранными учреждениями, потому что в некоторых случаях право собственности может быть оспорено и тогда многие страны отказывались бы от сотрудничества.

Ювелирные пасхальные яйца «Московский Кремль» (справа) и «Лебедь» (слева), изготовленные фирмой Карла Фаберже в 1903 и 1906 годах по заказу Николая II. Фото: Vickie Flores/EPA/ТАСС
Ювелирные пасхальные яйца «Московский Кремль» (справа) и «Лебедь» (слева), изготовленные фирмой Карла Фаберже в 1903 и 1906 годах по заказу Николая II.
Фото: Vickie Flores/EPA/ТАСС

Другая громкая выставка со множеством предметов из российских музеев — «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» в парижском Фонде Louis Vuitton. Это произведения Пьера Боннара, Винсента ван Гога, Андре Дерена, Пабло Пикассо, Поля Сезанна — в основном из коллекций Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а также Государственной Третьяковской галереи.

Газета Figaro сообщает, что сразу после начала российской операции во французских соцсетях начали звучать призывы к конфискации этой коллекции французским государством. Адвокат Оливье де Бек, специализирующийся на искусстве, сказал Figaro, что, «согласно закону, действующему с 10 августа 1994 года, французское государство не может конфисковать эти картины, графику и скульптуры, поскольку они находятся в ведении иностранных государственных учреждений». При подготовке выставки в Фонде Louis Vuitton французский министр культуры, согласно протоколу, действующему при каждом крупном привозе произведений искусства из-за границы, подписал в феврале 2021 года указ об освобождении этих экспонатов от ареста. Когда выставку решили продлить до 3 апреля (по плану она должна была закрыться 22 февраля), был подписан дополнительный документ о продлении срока защиты.

Представители Фонда Louis Vuitton заявили, что выставка не будет закрываться досрочно. Ситуацию изданию Figaro прокомментировал советник генерального директора LVMH Бернара Арно Жан-Поль Клавери: «На данный момент мне не звонили ни из российского посольства, ни из музеев. Напоминаю, что наша обязанность — защита произведений искусства. Поэтому мы обеспечим, как и договорились, их возвращение в музей. Если условия для их безопасного путешествия окажутся недостаточными, мы подождем».

Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Западные музеи и коллекционеры при этом отзывают свои экспонаты с российских выставок, причем как с уже работающих, так и с планируемых. Как стало известно, выставка в Музеях Московского Кремля, посвященная дуэлям, в которой должны были принять участие Прадо, Лувр, британская Королевская коллекция и другие европейские музеи, на этой неделе не откроется. Снимают экспонаты и с выставки современного искусства «Многообразие. Единство» в Третьяковской галерее, которой оставалось работать всего несколько недель.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+