18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как события на Украине отразились на арт-процессе

Павильон России в Венеции. Фото: Marco Cappelletti/KASA
Павильон России в Венеции.
Фото: Marco Cappelletti/KASA

Художники павильона России в Венеции отказались принимать участие в биеннале, музей «Гараж» приостановил работу над выставками в Москве, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Музей архитектуры призывают к диалогу и продолжают работу

Кирилл Савченков и Александра Сухарева, художники павильона России на открывающейся 24 апреля Венецианской биеннале современного искусства, а также его куратор Раймундас Малашаускас отказались от участия в проекте. «Нет места для искусства, когда цивилизации гибнут в огне ракет», — написал в Instagram Кирилл Савченков, преподаватель Школы Родченко, лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация». Александра Сухарева, представлявшая Россию на Documenta в 2012 году, присоединилась к нему. Вслед за этим вышло и официальное объявление: «Команда Павильона РФ считает, что последнее слово в работе над проектом принадлежит художникам и куратору. <…> Павильон РФ не сможет принять участие в Венецианской биеннале современного искусства 2022 года». В отреставрированном в минувшем году павильоне должен был быть представлен проект, исследующий категории прошлого, настоящего и будущего, а также развивающийся как живая система.

Сможет ли участвовать в биеннале Украина, пока не ясно. В конце прошлой недели команда ее павильона сообщила, что работа над проектом приостановлена из-за «непреодолимых в ситуации военных действий логистических проблем». Страна готовила к показу проект харьковского художника Павло Макова «Фонтан», который был создан в 1995 году, когда из-за дождей затопило водоочистные сооружения Харькова и в городе на месяц был отключен водопровод. Для Венеции, где тема подъема воды неизменно актуальна, художник создавал новый вариант работы.

Сама Венецианская биеннале высказалась мягко и гуманистично: «Мы призываем к миру и решительно отвергаем все формы войны и насилия, подтверждая, что биеннале остается местом диалога между учреждениями, художниками и гражданами всех стран, языков, национальностей и религий. Выражаем надежду, что международная дипломатия найдет в себе силы для достижения общего мирного решения в кратчайшие сроки». Хотя некоторые влиятельные кураторы и художники даже призывают к бойкоту любых совместных проектов с институциями, финансируемыми Россией. Будущее российских выставок в параллельной программе биеннале в Венеции, пока не ясно. Впрочем, и логистических проблем (например, с перелетами над Европой) будет достаточно, чтобы запланированная Государственной Третьяковской галереей в Ка’Фоскари выставка произведений Таира Салахова не состоялась.

Съемки перформанса «Санта-Барбара». Фото: Михаил Гребенщиков
Съемки перформанса «Санта-Барбара».
Фото: Михаил Гребенщиков

Фонд V–A–C, основанный Леонидом Михельсоном, принял решение о пересмотре программы Дома культуры «ГЭС-2» и приостановке деятельности венецианской резиденции V–A–C в палаццо на Дзаттере. Дом культуры «ГЭС-2» с сегодняшнего дня досрочно завершил первый сезон (надо отметить, что художник Рагнар Кьяртанссон, автор выставки и живой скульптуры «Санта-Барбара», объявил об отказе продолжать проект еще в конце прошлой недели). «В знак солидарности и уважения к нашей аудитории, сотрудникам и решениям художников свою работу заканчивают все выставки текущего сезона, а также мероприятия публичной программы», — сообщает фонд.

Отменена биеннале современного искусства RIBOCA в Риге, которая должна была состояться летом. «Мы выполним обязательства перед художниками и нашими партнерами при любых условиях и очень надеемся, что будет подходящее время и мы сможем открыть выставку „Упражнения в уважении“ под кураторством Рене Блока и Нико Анклама, так как именно уважение к миру и друг другу — это то, что сейчас так необходимо миру», — заявили ее организаторы.

RIBOCA. Эвита Васильева. Коллаж. Цифровой эскиз. Фото: Предоставлено художником и Рижской международной биеннале современного искусства
RIBOCA. Эвита Васильева. Коллаж. Цифровой эскиз.
Фото: Предоставлено художником и Рижской международной биеннале современного искусства

Первым музеем в Москве, отреагировавшим на события на Украине, стал Музей современного искусства «Гараж», основанный Романом Абрамовичем и Дашей Жуковой. «Команда Музея современного искусства „Гараж“ приняла решение о приостановке работы над выставками и переносе их на время, когда в Украине прекратит разворачиваться человеческая и политическая трагедия. Мы не можем поддерживать иллюзию нормальности на фоне происходящих событий», — сообщил музей, где в ближайшее время планировались выставки Анне Имхоф, Хелен Мартен, Саодат Исмаиловой, Хаймо Цобернига. К «Гаражу» присоединилась часть московских галерей, отложивших ближайшие выставки «на неопределенный срок».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина отменил пресс-конференцию и вернисаж выставки «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» и открывает ее 1 марта в рабочем режиме. «Музей, как институт памяти и культуры, приложит все возможные для нас усилия для создания возможности мирного и взаимоуважительного диалога для скорейшего примирения людей, выражающих разные точки зрения, но стремящихся к минимизации человеческих жертв и страданий. Мы верим, что пространство культуры — лучшее для этого место», — декларирует ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Министерство культуры РФ
Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Министерство культуры РФ

Директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Елизавета Лихачева еще четче сформулировала эту позицию: «Но, как искусствовед и директор музея, я считаю, что мы не можем, не имеем права отказываться от искусства. Сейчас, посреди происходящего кошмара, продолжение деятельности учреждений культуры является слишком важным. Я считаю, что мы ни в коем случае не должны отказываться от открытий выставок, останавливать работу над новыми проектами. Поэтому мы продолжим свою работу и откроем 2 марта выставку Валерия Кошлякова Domus Maxima, я призываю всех своих коллег не поддаваться ложной этике и не отменять мероприятия в сфере искусства».

Надо отметить, что решение проводить или не проводить выставку в случае с сольными или международными проектами не всегда зависит от самого музея. Например, художник Антон Видокле попросил закрыть его выставку «Граждане космоса» в Новой Третьяковке. При этом грандиозный международный проект «Многообразие. Единство», организованный в партнерстве с Германией, в котором участвуют десятки зарубежных художников, по плану должен работать еще две недели, и новостей об изменении даты его закрытия пока нет. Впрочем, ситуация, когда зарубежные музеи начнут отзывать экспонаты с уже готовых выставок, похоже, совсем близко. Первыми под такие «культурные санкции» могут попасть Музеи Московского Кремля с большой международной выставкой «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» о традициях поединков в XVI–XVIII веках, в которой принимают участие музеи Великобритании, Испании и Франции и открытие которой намечено на 3 марта. Музеи Кремля уже пострадали из-за схожести их веб-адреса с президентским сайтом: сайт музея подвергся атакам хакеров и в течение нескольких дней не функционирует.

Седельные пистолеты. Мастера: Джеронимо Мутто (ствол), Стефано Сиоли (замок). Брешиа, последняя четверть XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Седельные пистолеты. Мастера: Джеронимо Мутто (ствол), Стефано Сиоли (замок). Брешиа, последняя четверть XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Российское отделение Международного совета музеев (ИКОМ) крайне обеспокоено происходящим и выступает за «скорейшее восстановление мирного диалога и начало сотрудничества по урегулированию конфликта, прежде всего с целью максимального сокращения числа человеческих жертв. Отдельно отмечая необходимость сохранения исторического и культурного наследия, защиту музеев и музейных коллекций, мы надеемся, что положения Гаагской конвенции 1954 года будут неукоснительно соблюдаться в эти непростые дни».

Некоторые столичные музеи присоединились к гуманитарной инициативе парка «Зарядье» и Московского театра Олега Табакова и перечислили все средства, вырученные в День защитника Отечества, в фонд помощи беженцам из ДНР и ЛНР. Среди них — Государственный музей обороны Москвы, Государственный музей А.С.Пушкина, Московский государственный объединенный музей-заповедник, Музей космонавтики, Музей Москвы, Музей-панорама «Бородинская битва», Музей-усадьба «Кусково».

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы
01.11.2023
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
3
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
Куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге, сооснователь Фонда поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», экс-директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о планах далеких и ближайших
01.11.2023
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
4
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
5
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
6
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
7
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+