18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Лионский зал в «Царском Cеле» отреставрирован от пола до потолка

Завершающим этапом реставрации Лионского зала Екатерининского дворца стало возвращение паркета, найденного в Берлине на складах нацистов и хранившегося с тех пор в запасниках. Первого мая зал увидит публика

В Государственном музее-заповеднике «Царское Село» завершилось воссоздание всей парадной анфилады Екатерининского дворца, пострадавшей во время Великой Отечественной войны.

Лионский зал был создан архитектором Чарльзом Камероном и входил в число личных апартаментов императрицы Екатерины Великой. Позже зал стал любимой парадной гостиной супруги Александра II, императрицы Марии Александровны, для которой он был переделан архитектором Ипполитом Монигетти. Интерьер был декорирован 2,5 т натурального лазурита в технике «русской мозаики» и является уникальным по количеству примененного материала. Во время Великой Отечественной зал страшно пострадал и с тех пор был закрыт для публики.

Полноценная реставрация Лионского зала, в связи с ее сложностью и дороговизной, началась только в XXI веке. В 2005 году удалось восстановить объемно-пространственное решение зала. Проект реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский. Корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах. В 2017-м сообщалось, что музей-заповедник ищет спонсоров, так как, в частности, необходимы еще 380 млн руб. на покупку однородного афганского лазурита и оплату работы реставраторов.

Восстановление лазуритовых порталов, обрамляющих три двери зала, было осуществлено при поддержке Благотворительного фонда «Транссоюз» в 2017–2018 годах. В 2018-м «Царское Село» заключило соглашение с ПАО «Газпром» и фондом энергетической компании Engie, ставшее поворотным моментом в процессе реставрации. Уже спустя год музей-заповедник продемонстрировал воссозданную живопись плафона, наборные мозаичные панели из лазурита с золоченым бронзовым декором, золотой шелк на стенах.

Лазуритовый гарнитур во время войны сотрудникам музея удалось эвакуировать, как и еще несколько предметов из убранства зала: бронзовые часы XVIII века, ширму, полотно Феличе Скьявоне «Смерть Рафаэля». Все они возвращены в интерьер. В фондах сохранилось три уцелевших в войну мраморных путти, которые ранее украшали угловые лазуритовые камины. Скульптуры расчистили, отреставрировали и вернули на исторические места. Утраченные фигурки ангелочков воссоздали из мрамора, при этом, как отмечают в музее, реставраторы использовали 15 сохранившихся подлинных фрагментов. В итоге зал вернулся к виду, зафиксированному знаменитым архитектурным акварелистом Луиджи Премацци в 1878 году.

Завершающим этапом реставрации стало возвращение исторического паркета, созданного по эскизу Чарльза Камерона. В его декоре использованы перламутр, а также амарант, розовое дерево, дуб, клен и другие породы дерева. Этот паркет во время войны был вывезен нацистами, обнаружен в 1947 году и возвращен в Царское Село. Однако с той поры он хранился в фондах, разобранный на щиты. «Десять мастеров реставрировали этот шедевр декоративно-прикладного искусства 547 дней», — сообщает музей-заповедник.

Посетители смогут увидеть Лионский зал Екатерининского дворца в ГМЗ «Царское Село» начиная с 1 мая.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+