Завершено воссоздание Лионского зала

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

В «Царском Селе» много лет могли лишь мечтать о том, чтобы этот шедевр, разрушенный войной, обрел былое великолепие

Интерьер Лионского зала после реставрации. Фото: ГМЗ «Царское село»
Интерьер Лионского зала после реставрации.
Фото: ГМЗ «Царское село»

Соглашение между ПАО «Газпром», его французским парт­нером — фондом Engie и ГМЗ «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала было подписано в мае 2018-го на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год Лионский зал распахнул свои двери перед посетителями. «Для нас это настоящий праздник, потому что такого художественного достоинства залы не каждый год восстанавливаются в Царском Селе, — сказала на церемонии открытия директор музея-заповедника Ольга Таратынова. — Мы много лет могли лишь мечтать о том, чтобы этот шедевр, разрушенный войной, обрел былое великолепие». 

Лионский зал исторически соперничал по изысканности с Янтарной комнатой. Восстановленный интерьер — сочетание уникальных технологий, драгоценных материалов и высочайшего мастерства. 

Интерьер Лионского зала после реставрации. Фото: ГМЗ «Царское село»
Интерьер Лионского зала после реставрации.
Фото: ГМЗ «Царское село»

В реставрацию зала российской стороной не было вложено ни копейки государственных денег, все работы выполнены на средства спонсоров и благотворителей. По словам Ольги Таратыновой, «Газпром» выделил на эту работу около 80 млн руб., расходы его французского партнера не разглашаются.

Особенность зала — его отделка. Стены от потолка до пола обиты золотистым шелком, вверху и внизу по периметру идут панели из лазурита. Панелями из того же полудрагоценного камня украшены дверные и оконные проемы. Сочетание насыщенного золотого и глубокого ультрамаринового цветов создает невероятную торжественность и праздничную атмосферу интерьера. В обивке мебели тоже использованы эти цвета. В соответствии с проектом воссоздания современные специалисты лионской мануфактуры Prelle, преемницы мануфактуры Lamy et Giraud, которая в 1860-х годах выполняла заказ русского царя, изготовили 320 пог. м ткани «Золотой бутон» (Lampas bouton d’or Louis XVI). Почти тонна лазурита для декоративных панелей была привезена из Афганистана, из месторождений в Бадахшане, на панели ушло около 400 кг камня. 

Лионский зал. Кадр из фотохроники 1947 г. Фото: ГМЗ «Царское село»
Лионский зал. Кадр из фотохроники 1947 г.
Фото: ГМЗ «Царское село»

Лионский зал, созданный Чарльзом Камероном в 1781–1783 годах, входил в число личных апартаментов Екатерины II и получил название благодаря отделке стен. В середине XIX века это пространство стало парадной гостиной Марии Александровны, жены Александра II. Архитектор Ипполит Монигетти изменил оформление: ткань полностью покрыла стены, появились новые предметы меблировки, а также люстра из лазурита, декорированная золоченой бронзой. В 1866 году стены обили новым лионским шелком, той самой тканью «Золотой бутон». В таком виде зал просуществовал до 1941 года, но был полностью разрушен в годы войны. Удалось эвакуировать только часть мебели и люстру. Сейчас они вернулись в прежний контекст. Сохранившиеся в музее описи, фотографии, рисунки и образцы шелка, а в Лионе — архивы ткацкой мануфактуры позволили детально восстановить отделку.

Луиджи Премацци. «Лионский зал». 1858. Фото: ГМЗ «Царское село»
Луиджи Премацци. «Лионский зал». 1858.
Фото: ГМЗ «Царское село»

«Стены обиты шелком, выполненным по историческому шаблону; это аутен­тичность, максимальная приближенность к тому, что было здесь в конце позапрошлого века, — считает Ираида Ботт, заместитель директора по научной и просветительской работе музея-заповедника «Царское Село». — Еще мы хотим восстановить уникальный паркет этого зала. Его во время войны вывезли в Германию, но потом вернули во дворец, он полностью сохранился».

В дальнейших планах музея — восстановление других залов: из 58 дворцовых интерьеров, которые требовали внимания реставраторов, сейчас воссоздано лишь 33. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+