18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лионский зал лазурью блещет

№52
Материал из газеты

В Екатерининском дворце начали работы по убранству Лионского зала. Требуется на них еще 380 млн рублей

Лионский зал, шедевр Чарльза Камерона (1745/46–1812), наряду с Янтарной комнатой считающийся важнейшим интерьером Екатерининского дворца, сочетает синий лазуритовый декор из бадахшанских и забайкальских месторождений с желтым лионским шелком. Лазурит обычно используют в ювелирных изделиях. В Петербурге существует лишь один лазуритовый декор — в Исаакиевском соборе.

Лионский зал погиб в годы Великой Оте­чественной войны. Спасли тогда только лазуритовый гарнитур — 25 предметов интерьера из бронзы и лазурита, в частности светильники и большую люстру, созданные почти через 100 лет после Камерона по проекту Ипполита Монигетти (1819–1878). Спасли во многом благодаря строжайшей директиве военного времени не оставлять врагу ни килограмма металла. Паркет, похищенный из Лионского зала в годы войны, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село.

Проект восстановления Лионского зала разработал 35 лет назад легендарный ленинградский реставратор Александр Кедринский (1917–2003), но только в 2005 году был восстановлен объем зала, без декора. Государственный музей-заповедник «Царское Село», завершив воссоздание золотой анфилады Екатерининского дворца, сосредоточился на реставрации Александровского дворца и спасении павильонов в Александровском парке. Эти работы ведутся на бюджетные средства и на деньги, заработанные музеем.

Нынешнее воссоздание портала — месседж, адресованный крупному бизнесу. Необходимы еще 380 млн руб. на покупку 3,5 т однородного афганского лазурита и на оплату работы реставраторов.

Вывезенный нацистами и возвращенный после войны уникальный паркет с инкрустацией перламутром, черепаховой костью и розовым деревом сейчас хранится в фондах музея. Когда паркет будет уложен на историческое место, Лионский зал вернется к тому виду, который зафиксировал знаменитый архитектурный акварелист Луиджи Премацци (1814–1891) в 1878 году. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+