18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Узнать, вздохнуть и восхититься: Бродский в Перми

№89
Материал из газеты

В Музее современного искусства PERMM проходит выставка «Александр Бродский. Дар»

Название выставки объясняется просто: Александр Бродский подарил пермскому музею 15 лайтбоксов из своего проекта «Окна и фабрики». И этот дар — одно из важнейших музейных приобретений прошедшего года. Поскольку, как справедливо написано на сайте музея, Бродский — «классик нового российского искусства, важнейший русский художник и архитектор». В этом определении все правда, но искусство Бродского, такое нежное, кроткое, начисто лишенное пафоса и созданное из простейших, бросовых материалов, не вяжется с высоким стилем.

«Окна и фабрики» — серия работ, которую Бродский начал в 2000 году и делал несколько лет. «Фабрики» — памятник заброшенным зданиям; он состоит из трех стен из необожженной глины, внутри которых мерцает огонь. Стекла «Окон» закрашены белой краской, на них процарапаны рисунки странных существ и обыкновенных птиц. Но формальное описание не дает представления о той светлой печали, что, неизвестно почему, приходит к смотрящему на вещи Бродского. «Окна и фабрики» занимают первый этаж, а на втором и третьем показаны работы художника из завидного собрания музея.

У PERMM большая коллекция произведений Александра Бродского — 31 серия с двух выставок в городе. «Русское бедное» прошло в музее в 2008-м, а спустя два года на Речном вокзале была показана «Инсталляция». Все принадлежащие музею работы показывали и в Москве, многие — в других городах, и без них невозможно представить себе отечественное современное искусство. Бродский — живой классик, любимый публикой, критикой, галеристами и музейщиками.

На выставке собраны запомнившиеся многим инсталляции. Маленькие прозрачные палатки с сидящими в них человечками, склонившимися над огнем, из «Ночи перед наступлением» занимают весь второй этаж. На третьем в числе нескольких работ показывают «Дорогу», получившую в 2010-м Премию Кандинского как лучший проект года. Три двухэтажные железные полки с казенными матрацами и светящиеся между ними окна-лайтбоксы вызывают у зрителей радость узнавания всем знакомой дорожной тоски, смешанной с ожиданием встречи. А «Чайный домик», состоящий из полутора сотен использованных чайных пакетиков с нарисованными на них фантастическими птичьими и человеческими профилями, наглядно демонстрирует, из какого сора вырастает визуальная поэзия.

Музей современного искусства PERMM
Александр Бродский. Дар
До 4 апреля 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+