18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Архстояние» требует высокой зрительской активности

На фестивале ландшафтных объектов «Архстояние» в парке Никола-Ленивец показали три новых объекта, но они стали только декорацией для перформансов и спектаклей

Николай Полисский дает интервью журналистам. Фото: Максим Чернышев
Николай Полисский дает интервью журналистам.
Фото: Максим Чернышев

Никуда без прошлого

Прошедшее в эти выходные «Архстояние» — 15-е. Фестиваль популярен, любим арт-критиками и журналистами, о нем уже много написано, в нашей газете тоже. Но, чтобы понять и оценить новые проекты, надо вспомнить прошлое.

«У нас нет коррупции», — повторял приехавшим журналистам удавшуюся шутку Николай Полисский, основатель «Архстояния» и его главный — по количеству произведений — художник. Шутка заключается в том, что денег на завершение его объекта «Угруан» не дал ему сын, Иван Полисский, управляющий партнер арт-парка. Жаль, что не дал. Работы старшего Полисского — не только самые многочисленные, но и самые интересные. Давно живущий в Никола-Ленивце, он, как никто, понимает местность, чувствует пространство. Ну и художник он, конечно, очень сильный.

Александр Бродский. «Ротонда». Фото: Максим Чернышев
Александр Бродский. «Ротонда».
Фото: Максим Чернышев

Первые годы объекты на «Архстоянии» делали лучшие московские архитекторы и художники, всегда в духе места и Полисского — простые и ироничные. Они отметились на фестивале по разу, а Александр Бродский не остановился. Он сделал в Никола-Ленивце несколько замечательных работ, профанно повторяющих традиционные архитектурные формы; характер места совпал с характером архитектора. Одним из символов Никола-Ленивца стала его «Ротонда», в основании которой — старые двери.

За 15 лет количество арт-объектов «Архстояния» достигло 38. На сайте фестиваля их называют тавтологично «пространственными скульптурами». Там же можно прочитать, что «ежегодно арт-парк производит 5–6 объектов современного искусства». Некоторые объекты и задуманы как временные, другие, как зиккурат из сена Полисского, растворились в природе. А каждую Масленицу арт-объекты строят, чтобы сжечь.

Но не все сохранившиеся произведения к лицу Никола-Ленивцу и соседним, охваченным «Архстоянием» землям. Есть не слишком удачные, не остроумные или не вписавшиеся в местный ландшафт. Но в основном объекты арт-парка классные, и хочется, чтобы дальше были только такие.

Некогда лениться

Тема нынешнего фестиваля — «Лень» — выбрана отлично. Она и созвучна названию места, и дает авторам возможность неожиданных и ироничных решений. Впрочем, всегда обстоятельный и философствующий куратор «Архстояния» Антон Кочуркин выпустил серьезную познавательную брошюру о «влиянии лени на развитие и ценности нашей цивилизации» — но лень было ее прочесть.

Авторов в этом году три, и выбор их представительный: классик отечественного современного искусства Игорь Шелковский, один из лидеров среди художников среднего поколения Иван Горшков и Алексей Лука, тоже один из лучших художников того же поколения, но в стрит-арте.

Игорь Шелковский. «Красный лес». Фото: Максим Чернышев
Игорь Шелковский. «Красный лес».
Фото: Максим Чернышев

«Красный лес» Шелковского производит яркое впечатление. Жесткая, почти 30-метровой длины конструкция моста из красных деревянных брусьев перекрывает овраг. Такого образцового фундаментального модернизма в Никола-Ленивце еще не было. Модернизм не знает иронии, так что «Красный лес» — произведение совсем не в духе «Архстояния», но он спрятан за деревьями и не заглушает своим пафосом чужие арт-шуточки. Шелковский — большой художник, но у него нет крупных объектов, так что не пойти навстречу предложению Музея AZ, оплатившего изготовление моста, было невозможно.

Иван Горшков. «Беседка». Фото: Максим Чернышев
Иван Горшков. «Беседка».
Фото: Максим Чернышев

«Беседка» Ивана Горшкова — тоже серьезное произведение, как и все его работы, только с виду кажущиеся хаотичным соединением бесформенных объемов. Но выросший на поляне несъедобным грибом объект из крашеной в мрачный лиловый цвет стали очень четко композиционно продуман, центральный объем и детали уравновешены. Когда Горшков, говоря о своей чудо-юдо-беседке, начал поминать чистых линий «Ротонду» Бродского, то сразу стало понятно, с кем вступил в диалог честолюбивый дебютант «Архстояния», бросив необарочный вызов классической форме, противопоставив буйную энергию строгости и меланхолии. И это соревнование само по себе пародийно, в духе места.

«Дом-антресоль» Алексея Луки тоже как будто перекликается с «Ротондой»: часть его стен состоит из бывших в употреблении дверей. Но они, как и другие стройматериалы этого строения с покатой, сползающей в овраг стеной, выглядят щеголевато, как новенькие. Внешне домик (внутрь, к сожалению, не пустили) смотрится очень элегантно, а разноцветные, но не яркие фрагменты образуют приятный глазу абстрактный рисунок. При желании — а оно возникает, — можно назвать работу Луки символом нынешнего «Архстояния», модного места для креативной публики. И здесь все теперь устроено для ее комфорта.

Постановка Юрия Квятковского «Переходный период». Фото: Максим Чернышев
Постановка Юрия Квятковского «Переходный период».
Фото: Максим Чернышев

В кафе «Угра» кормят не местные поварихи, как раньше, а по-московски; поесть можно еще и на фуд-корте; стаканы на прокат выдают под вывеской «капшеринг». В общем, «Архстояние» постепенно огламуривается. И это не так беспокоит, как стремление организаторов не дать публике скучать. На «Архстоянии» и в этот раз некогда было лениться, требовалось перемещаться от объекта к объекту, смотреть кучу перформансов и спектаклей. Один из них, «Переходный период» (режиссер Юрий Квятковский), который проходил на мосту «Красный лес», оказался претенциозным зрелищем, где художника-авангардиста распинали на красном кресте под читку с неуместным пафосом текстов Дмитрия Александровича Пригова. Другие действа, говорят, были сделаны тоньше, но смотреть их было, опять же, лень. К тому же кроме объектов приглашенных художников надо было посмотреть работы участников арт-резиденции «Никола-Ленивец».

Так что просто ходить по территории «Архстояния» было практически невозможно: везде что-то вещало, играло, заманивало. Объекты, перформансы и инсталляции поджидали зрителей на каждой опушке, прятались в кустах и оврагах. Утомляли количеством и не всегда радовали качеством.

Все еще изменится

Фестиваль меняется и развивается. Это естественно и хорошо. Понятно, что организаторам надо прилагать очень много усилий, чтобы он состоялся. Добывать средства, налаживать отношения с администрацией Калужской области и национального парка «Угра» (одних только арендаторов и владельцев земли здесь за полтора десятилетия сменилось несколько). Ну и решать творческие задачи.

Этим летом парк получил второй грант президента РФ, на сей раз в размере 13,2 млн руб. Деньги будут потрачены на проект «Никола-Ленивец. Доступно. Для всех». По словам директора «Архстояния» Юлии Бычковой, следующим летом объекты будут снабжены моделями для слабовидящих, также устроят пандусы для колясочников, обслуживающий персонал и экскурсоводов обучат общению с аутистами. Сделают все, чтобы люди с ограниченными возможностями могли побывать в Никола-Ленивце.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
7
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
В Московском музее современного искусства открылась выставка из собрания Сергея Александрова. Коллекционер и эксперт рассказал The Art Newspaper Russia об особенностях собирательства, Римме Заневской, рисунках Древина и записной книжке Краснопевцева
07.09.2023
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+