18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Архстояние» требует высокой зрительской активности

На фестивале ландшафтных объектов «Архстояние» в парке Никола-Ленивец показали три новых объекта, но они стали только декорацией для перформансов и спектаклей

Никуда без прошлого

Прошедшее в эти выходные «Архстояние» — 15-е. Фестиваль популярен, любим арт-критиками и журналистами, о нем уже много написано, в нашей газете тоже. Но, чтобы понять и оценить новые проекты, надо вспомнить прошлое.

«У нас нет коррупции», — повторял приехавшим журналистам удавшуюся шутку Николай Полисский, основатель «Архстояния» и его главный — по количеству произведений — художник. Шутка заключается в том, что денег на завершение его объекта «Угруан» не дал ему сын, Иван Полисский, управляющий партнер арт-парка. Жаль, что не дал. Работы старшего Полисского — не только самые многочисленные, но и самые интересные. Давно живущий в Никола-Ленивце, он, как никто, понимает местность, чувствует пространство. Ну и художник он, конечно, очень сильный.

Первые годы объекты на «Архстоянии» делали лучшие московские архитекторы и художники, всегда в духе места и Полисского — простые и ироничные. Они отметились на фестивале по разу, а Александр Бродский не остановился. Он сделал в Никола-Ленивце несколько замечательных работ, профанно повторяющих традиционные архитектурные формы; характер места совпал с характером архитектора. Одним из символов Никола-Ленивца стала его «Ротонда», в основании которой — старые двери.

За 15 лет количество арт-объектов «Архстояния» достигло 38. На сайте фестиваля их называют тавтологично «пространственными скульптурами». Там же можно прочитать, что «ежегодно арт-парк производит 5–6 объектов современного искусства». Некоторые объекты и задуманы как временные, другие, как зиккурат из сена Полисского, растворились в природе. А каждую Масленицу арт-объекты строят, чтобы сжечь.

Но не все сохранившиеся произведения к лицу Никола-Ленивцу и соседним, охваченным «Архстоянием» землям. Есть не слишком удачные, не остроумные или не вписавшиеся в местный ландшафт. Но в основном объекты арт-парка классные, и хочется, чтобы дальше были только такие.

Некогда лениться

Тема нынешнего фестиваля — «Лень» — выбрана отлично. Она и созвучна названию места, и дает авторам возможность неожиданных и ироничных решений. Впрочем, всегда обстоятельный и философствующий куратор «Архстояния» Антон Кочуркин выпустил серьезную познавательную брошюру о «влиянии лени на развитие и ценности нашей цивилизации» — но лень было ее прочесть.

Авторов в этом году три, и выбор их представительный: классик отечественного современного искусства Игорь Шелковский, один из лидеров среди художников среднего поколения Иван Горшков и Алексей Лука, тоже один из лучших художников того же поколения, но в стрит-арте.

«Красный лес» Шелковского производит яркое впечатление. Жесткая, почти 30-метровой длины конструкция моста из красных деревянных брусьев перекрывает овраг. Такого образцового фундаментального модернизма в Никола-Ленивце еще не было. Модернизм не знает иронии, так что «Красный лес» — произведение совсем не в духе «Архстояния», но он спрятан за деревьями и не заглушает своим пафосом чужие арт-шуточки. Шелковский — большой художник, но у него нет крупных объектов, так что не пойти навстречу предложению Музея AZ, оплатившего изготовление моста, было невозможно.

«Беседка» Ивана Горшкова — тоже серьезное произведение, как и все его работы, только с виду кажущиеся хаотичным соединением бесформенных объемов. Но выросший на поляне несъедобным грибом объект из крашеной в мрачный лиловый цвет стали очень четко композиционно продуман, центральный объем и детали уравновешены. Когда Горшков, говоря о своей чудо-юдо-беседке, начал поминать чистых линий «Ротонду» Бродского, то сразу стало понятно, с кем вступил в диалог честолюбивый дебютант «Архстояния», бросив необарочный вызов классической форме, противопоставив буйную энергию строгости и меланхолии. И это соревнование само по себе пародийно, в духе места.

«Дом-антресоль» Алексея Луки тоже как будто перекликается с «Ротондой»: часть его стен состоит из бывших в употреблении дверей. Но они, как и другие стройматериалы этого строения с покатой, сползающей в овраг стеной, выглядят щеголевато, как новенькие. Внешне домик (внутрь, к сожалению, не пустили) смотрится очень элегантно, а разноцветные, но не яркие фрагменты образуют приятный глазу абстрактный рисунок. При желании — а оно возникает, — можно назвать работу Луки символом нынешнего «Архстояния», модного места для креативной публики. И здесь все теперь устроено для ее комфорта.

В кафе «Угра» кормят не местные поварихи, как раньше, а по-московски; поесть можно еще и на фуд-корте; стаканы на прокат выдают под вывеской «капшеринг». В общем, «Архстояние» постепенно огламуривается. И это не так беспокоит, как стремление организаторов не дать публике скучать. На «Архстоянии» и в этот раз некогда было лениться, требовалось перемещаться от объекта к объекту, смотреть кучу перформансов и спектаклей. Один из них, «Переходный период» (режиссер Юрий Квятковский), который проходил на мосту «Красный лес», оказался претенциозным зрелищем, где художника-авангардиста распинали на красном кресте под читку с неуместным пафосом текстов Дмитрия Александровича Пригова. Другие действа, говорят, были сделаны тоньше, но смотреть их было, опять же, лень. К тому же кроме объектов приглашенных художников надо было посмотреть работы участников арт-резиденции «Никола-Ленивец».

Так что просто ходить по территории «Архстояния» было практически невозможно: везде что-то вещало, играло, заманивало. Объекты, перформансы и инсталляции поджидали зрителей на каждой опушке, прятались в кустах и оврагах. Утомляли количеством и не всегда радовали качеством.

Все еще изменится

Фестиваль меняется и развивается. Это естественно и хорошо. Понятно, что организаторам надо прилагать очень много усилий, чтобы он состоялся. Добывать средства, налаживать отношения с администрацией Калужской области и национального парка «Угра» (одних только арендаторов и владельцев земли здесь за полтора десятилетия сменилось несколько). Ну и решать творческие задачи.

Этим летом парк получил второй грант президента РФ, на сей раз в размере 13,2 млн руб. Деньги будут потрачены на проект «Никола-Ленивец. Доступно. Для всех». По словам директора «Архстояния» Юлии Бычковой, следующим летом объекты будут снабжены моделями для слабовидящих, также устроят пандусы для колясочников, обслуживающий персонал и экскурсоводов обучат общению с аутистами. Сделают все, чтобы люди с ограниченными возможностями могли побывать в Никола-Ленивце.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+