18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«ЧА ЩА» в роще: искусство на каждом шагу

В небольшом лесу подмосковного курорта «Пирогово» открыта большая выставка. Одна из лучших в нынешнем постковидном сезоне

Юля Несис. «Путь героев». Фото: JART Gallery
Юля Несис. «Путь героев».
Фото: JART Gallery

Придумал и курировал выставку «ЧА ЩА» Андрей Ерофеев, финансировала и организовала галерея JART. Место выбрано искусством давно освоенное: на курорте «Пирогово» с 2003-го по 2005-й Владимир Дубосарский проводил фестиваль «Арт-Клязьма», популярный у художников, арт-критиков и публики, оставивший массу самых радужных воспоминаний об отличных работах и праздничной атмосфере. Раньше и позже в «Пирогово» тоже проходили различные художественные мероприятия, но событиями не ставшие.

Нынешняя выставка вернула художников в это место дорогого комфортного отдыха. Причем искусство это не коммерческое. Среди 42 объектов 26 художников есть произведения буквально и в переносном смысле глубокие, есть ироничные, много смешных, несколько красивых, несколько лишних, одно политическое (или два?) — но ничего на продажу.

Причина очевидной разности показанных работ, возможно, лежит в противоречивости кураторской программы. С одной стороны, тема бегства вполне серьезна, с другой — название выставки и огороженный лесочек, где она проходит, составляют комическое соединение. Но поскольку организаторы и куратор призвали художников быть абсолютно свободными, то они и выступили, как захотели.


Легкомысленные

Группа «Художественное уединение». «Фуршет». Фото: Павел Отдельнов
Группа «Художественное уединение». «Фуршет».
Фото: Павел Отдельнов

Группа «Художественное уединение», образовавшаяся на время выставки в составе «Обледенения архитекторов», Ирины Кориной и примкнувших к ним «ЕлиКука», поставила в лесной экспозиции с десяток объектов. Все смешные: две картины (акрил, холст) — портреты стоящих рядом деревьев; «Стадо диких мангалов» — 66 б/у реди-мейдов; «Мемориальный комплекс „Шашлычная“» — черного гранита памятник мангалу; «Фуршет» — аллея деревьев, где к стволам привязаны столики с белыми скатерками, накрытые для выпить-закусить. И еще несколько подобных шуток. В описании и на фотографиях они не выглядят смешно, но почему-то при встрече в лесу вызывают у зрителей приступ веселья. Лесная прогулка, свежий воздух, хорошая погода, развлекающее искусство притупляют критическое восприятие.

Не столь смешны, но остроумны шесть валунов, на которых выбиты знаки джойстика, — «На распутье» Ольги Божко. Лежащие на земле листы бумаги с надписями «На все ваши вопросы ответ: да» и «Не спрашивайте» авторства Ильи Китупа тоже можно считать шуткой.


Глубокие

Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева. «Бункер». Фото: JART Gallery
Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева. «Бункер».
Фото: JART Gallery

В кураторском тексте Ерофеев пишет об уходе в лес как поиске убежища. Приняли его вызов Игорь Макаревич и Елена Елагина — по их воле была вырыта глубокая землянка-галерея, на стенках которой висят офорты из серии «Жизнь на снегу» 1994 года. «Офорты представляют собой изображения и всевозможные приспособления для передвижения по снегу, способы сооружения укрытий и перечень растений, пригодных для пищи в условиях экстремальных ситуаций», — поясняют художники. Их землянка — настоящее убежище, труднодоступное и еле в лесу различимое. Внутри там страшновато и совсем не весело. Вынужденное бегство — не авантюрное путешествие, а тяжелое испытание.

Еще серьезнее «Бункер» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. Самое депрессивное и жесткое произведение «ЧА ЩИ». Землянка обставлена как домашняя квартирка, но проход в нее и стены завешены большими цветными фотографиями лиц известных политиков, и выражения этих лиц, прямо скажем, малоприятные, глаза намозолившие. И нет от них спасения даже в лесу, на выставке современного искусства. Описание своей злой работы авторы заканчивают названием самого известного произведения Врубеля — граффити на Берлинской стене с изображением поцелуя взасос двух партийных госсекретарей — Брежнева и Хонеккера. Только вместо восклицательного предложение стало вопросительным: «Поможет ли Господь выжить среди этой смертельной любви?».


Красивые

Валерий Кошляков. «Иконос». Фото: Мария Савостьянова
Валерий Кошляков. «Иконос».
Фото: Мария Савостьянова

«Иконос» Валерия Кошлякова — сложное, красивое, чисто формалистское произведение. Этот фанерный объект напоминает одновременно самодельный сарай, изображение строений на русской иконе и конструктивистский рельеф. Иконосы Кошлякова — живописные и объемные — можно было не раз увидеть на выставках, но на воздухе, в открытом пространстве новый иконос смотрится очень естественно и вызывает еще больше ассоциаций. Кажется, еще органичнее он был бы на фестивале «Архстояние», где игра с архитектурными формами — основная тема, генеральная линия.

«Вертикаль — горизонталь» («Паутина») Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, как и все, что делает эта пара классиков отечественного искусства, красива, лаконична и элегантна. Натянутые между деревьями пересекающиеся былые резинные веревки напоминают и паутину, и струны неведомого музыкального инструмента, и дачный гамак.


Бродский

Александр Бродский. «Зеркало». Фото: JART Gallery
Александр Бродский. «Зеркало».
Фото: JART Gallery

Александр Бродский сделал когда-то для «Арт-Клязьмы» блестящие вещи: «Водочный павильон», собранный из старых окон, и будто готовый упасть ресторан «95 градусов». Они сохранились в памяти их видевших, в многочисленных публикациях и фотографиях в интернете. На «Архстоянии» есть еще несколько шедевров Бродского. Для «ЧА ЩИ» он сделал «Сотку» — коричневый металлический глухой забор высотой 2,5 м, ограничивающий площадь в 100 кв. м. Сотка — мера площади дачных участков, окруженных, как правило, забором, нередко высоким. Дача для многих — второй дом, «моя крепость», и у нее тоже должны быть глухие стены. Можно заметить, как постепенно фестивальные объекты Бродского теряют свойственную им сентиментальность. В «Сотке» ее и вовсе нет. Кажется, что за таким высоким забором скрыта не тихая семейная жизнь, а злая собака.


Отдельнов

Павел Отдельнов. «Край чудес». Фото: Павел Отдельнов
Павел Отдельнов. «Край чудес».
Фото: Павел Отдельнов

Павел Отдельнов — человек рациональный, он четко выстраивает свои многосоставные проекты, где есть и документы, и объекты, и фото, и видео, и картины. Все части связаны между собой и имеют социальный пафос. Неудивительно, что Отдельнов — один из лидеров среднего поколения наших художников. Он много выставляется, претендовал в этом году на премию «Инновация» и получил ее вместе с другими номинантами. Но кажется, что независимо от человека существует художник Отдельнов. Он пишет картины, где есть внутреннее напряжение, недосказанность, тайна, даже мистика. Вот и к «ЧА ЩЕ» Отдельнов подошел рационально: нашел в интернете популярную фразу, сделал из нее светящуюся надпись, выбрав самый стандартный шрифт, поставил красные буковки на зеленой лесной опушке. И непонятно почему, прочитав «Россия это край чудес. Родился в ней, и в ней исчез» (пунктуация авторская), становится невыносимо тоскливо, и фраза эта занозой застревает в голове и назойливо повторяется, как угроза.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+