18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Морозова, сиенская школа и фрески Акротири: Пушкинский объявил планы на 2021 год

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина поделился выставочными планами на будущий год

«Надеемся, что будущий год станет совсем другим годом», — сказала директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак на пресс-конференции в Zoom. По ее словам, в уходящем году музей был открыт всего 177 дней, пришлось перенести шесть уже готовых проектов, а два отменить полностью (включая выставку Арчимбольдо).

Первой выставкой грядущего года, открытие которой запланировано на январь (без точной даты, в зависимости от ситуации с пандемией), должен стать проект «Хранители. Братство ключа», посвященный 75-летию нумизматической коллекции Пушкинского. Она включает в себя более 220 тыс. предметов — на выставке, конечно, будет представлено не всё, но самые интересные монеты, медали, ордена, а также геммы и слепки мы увидим.

Однако по-настоящему, без оглядки, открыть выставочный сезон Марина Лошак планирует уже весной экспозицией «Билл Виола. Путешествие души» (2 марта — 1 июня), которая была перенесена с 2020 года. «Этот проект будет сигналом, выстрелом в воздух, говорящим о том, что жизнь продолжается», — сказала Марина Лошак. На выставке представят творчество Билла Виолы — одного из самых влиятельных современных художников в области видеоарта. В главных выставочных залах музея посетители увидят такие крупные его произведения, как «Огненная женщина» (2005), «Квинтет изумленных» (2000) и четыре работы из серии «Мученики» (2014).

На май запланировано открытие выставки «Сиенская школа», посвященной ранней итальянской живописи. По словам Лошак, этим проектом главный научный сотрудник музея Виктория Маркова занимается совместно с Сиенской пинакотекой и музеями региона. В залах Пушкинского планируют показать около десяти работ XIII–XV веков, демонстрирующих эволюцию этого направления и адаптацию им византийского наследия.

Летом ГМИИ покажет в своих стенах проект «Сокровища Акротири» (20 июня — 15 сентября). На выставке будут представлены памятники эгейской цивилизации, в том числе фрески и керамика XVIII–XVII веков до н.э., найденные при раскопках острова Санторин, погибшего при извержении вулкана. По словам Лошак, эти фрески в подлинниках видели лишь немногие, на зарубежные выставки из Греции вывозили только три из них. VR-модель Акротири, созданная «Лабораторией Касперского», будет представлена в экспозиции и на сайте выставки. Это мероприятие также приурочено к Году истории России и Греции, в течение которого будет праздноваться 200-летие начала национально-освободительной борьбы Греции за независимость.

На лето — осень 2021 года намечена выставка «Монпарнаски», которая впервые познакомит российскую публику с творческим наследием женщин, работавших на парижском Монпарнасе в золотой период. «Я думаю, это будет открытие новых историй», — отметила Лошак. Позже эту выставку планируется показать в Арсенале в Нижнем Новгороде. Также среди региональных проектов ГМИИ — «Итальянская живопись в музеях Поволжья» (весна — лето 2021), которую покажут в Нижнем Новгороде, а затем в Самаре.

Но главной выставкой года обещает стать показ коллекций Ивана и Михаила Морозовых.

Эта выставка — часть сенсационного межмузейного обмена, в ходе которого объединяются разделенные между Москвой и Петербургом дореволюционные собрания французской живописи Сергея Щукина и Ивана Морозова. Морозовскую часть уже показали в Эрмитаже в 2019 году, а перед Москвой проект должен открыться 24 февраля в Париже, в Фонде Louis Vuitton.

По словам Марины Лошак, ее очень радует, что иностранные коллеги так уверены в датах своего вернисажа — это вселяет надежду, что выставочный 2021 год пойдет согласно ожиданиям. В Москву выставка приедет осенью, намеченные даты ее проведения: октябрь 2021 года — март 2022 года. Проект будет посвящен памяти Ирины Антоновой.

Завершить год в Пушкинском планируется показом выставки современной графики из собрания Центра Помпиду (15 декабря 2021 — март 2022), где будет представлена коллекция семьи Герлен. Это около 200 произведений графики, собранных Даниелем и Флоранс Герлен, одними из самых авторитетных европейских коллекционеров современного рисунка. В 2012 году Герлены передали 1,2 тыс. работ из своей коллекции в дар Центру Помпиду.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+