18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»

Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию

По словам директора Лувра, сейчас музей переживает самый тяжелый кризис из всех, с которыми ему приходилось сталкиваться в мирное время. Жан-Люк Мартинес ожидает, что в результате пандемии COVID-19 посещаемость самого популярного в мире музея в этом году упадет на 80%. По его мнению, ситуация, скорее всего, не нормализуется до 2024 года, когда в Париже должны пройти Олимпийские игры.

Финансовый вопрос стоит очень остро. Годовой бюджет Лувра составляет €250 млн. Из них €100 млн выделяет правительство Франции, а остальное музей должен заработать сам. В 2018 году только продажа билетов принесла €87 млн. При этом правительственная поддержка нестабильна: в последнее десятилетие государственное финансирование сократили с 60 до 40% бюджета институции. В отличие от Германии, запустившей чрезвычайную программу поддержки культурных организаций, Франция сделала ставку на щедрую систему компенсации заработной платы отправленным в неоплачиваемый отпуск работникам, которая должна будет поддерживать людей, занятых в сфере искусства, на протяжении по меньшей мере года.

С тех пор как Лувр закрылся на карантин, Мартинес сосредоточился на подготовке к безопасному возвращению музея к работе и на исследовании его постоянной коллекции. Седьмого апреля он распорядился, чтобы кураторы и другие сотрудники, работающие из дома, отложили все остальные инициативы, что для многих стало неожиданностью. «Лувр похож на большой корабль, — говорит представитель музея Адель Зиан. — У нас 2,2 тыс. сотрудников, и мы одновременно работаем над приблизительно 5 тыс. проектов. Когда мы поняли, что часть из нас занимается фандрайзингом или подготовкой материалов для прессы к выставкам, которые теперь могут вообще не состояться, мы решили приостановить эту деятельность».

Вновь открыться для публики Лувр планирует 6 июля. Одной из важнейших задач музея станет привлечение местной аудитории, в прошлом году это была лишь пятая часть от всех посетителей.

Как будет проходить открытие Лувра?

Жан-Люк Мартинес: Посетители будут регистрироваться на определенные сеансы, желательно используя опцию предварительной записи на сайте. Эта система хорошо сработала на выставке Леонардо да Винчи. Сотрудники и посетители старше 11 лет будут обязаны носить защитные маски. Гардеробы будут закрыты. Сейчас мы разрабатываем маршруты с односторонним движением, чтобы траектории перемещения публики не пересекались. Для посещения откроется 70% музейных залов, то есть 65 тыс. кв. м галерейного пространства с 32 тыс. произведений искусства. Разумеется, готовить к открытию самый посещаемый в мире музей безумно сложно. Но я ожидаю резкого снижения посещаемости, так что проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит.

Возможно, эта ситуация поможет Лувру справиться с перегруженностью?

Я довольно скептически отношусь к жалобам на перегруженность. Мне неприятно такое презрительное отношение к посетителям. Без туристов музеи превратились бы в кабинеты редкостей исключительно для ученой элиты. Без туристов не существовали бы ни Лувр, ни Британский музей, ни археологические объекты. «Турист» не ругательство! Посетители — это вообще самый главный элемент, сердце музея. Искусство не существует само по себе, оно живет встречами с людьми.

Вероятно, это будет очень сложный период для Лувра, значительную часть аудитории которого обычно составляют туристы.

Мы уже сталкивались с подобными трудностями и смогли их преодолеть. После 11 сентября 2001 года посещаемость упала на 40%. То же самое произошло после террористических актов во Франции в 2015 году. Каждый раз на восстановление уходило три года.

Сегодняшняя ситуация кажется еще более серьезной.

Я предполагаю, что в текущем году посещаемость упадет на 80% и понемногу начнет восстанавливаться в 2021 году, а реального улучшения следует ожидать к 2023–2024 годам. Преодоление нынешнего кризиса может занять немного больше времени, но мы сильная институция.

Судя по данным прошлых лет, в 2020 году вы можете потерять половину своего €250-миллионного операционного бюджета.

По счастью, мы ежегодно получаем внушительную государственную субсидию в размере около €100 млн. Парижская опера находится в более тяжелом положении, чем мы. И все же правительство Франции поддерживает культуру, и это все меняет. Все наши сотрудники продолжают получать зарплату. Мы никого не отправляли в неоплачиваемый отпуск.

Тем не менее 75% ваших посетителей составляют иностранцы и только 10–15% — парижане.

Безусловно, одна из наших задач — привлечь эту аудиторию и сделать так, чтобы она возвращалась к нам снова и снова. Нам не нужно стремиться делать больше — нам нужно стремиться делать лучше. Мы уже провели перепланировку фойе и начали полностью перерабатывать развеску всей нашей коллекции. Чтобы привлечь больше посетителей, мы дважды в неделю работаем в вечерние часы. У нас по-настоящему сильная экспозиционная программа. Наша выставка Леонардо привлекла 1,1 млн человек, что вдвое больше предыдущего рекорда Лувра.

Обращать внимание посетителей на постоянную экспозицию тоже важно.

Именно, и поэтому мы всегда стараемся связать наши временные выставки с постоянной экспозицией. Готовя ретроспективу Леонардо, мы на протяжении десяти лет исследовали литературу Возрождения и провели ремонт в зале, где находится «Мона Лиза». То же самое мы проделали с залами нидерландского и фламандского искусства перед выставкой Яна Вермеера и его современников и с залами французской скульптуры XVIII века, когда готовили экспозицию Эдме Бушардона.

Научно-исследовательская работа Лувра тесно связана и с археологическими раскопками в самых разных частях света.

Из-за приостановки международного сообщения все раскопки временно прекращены. Мы не имеем ни малейшего представления о том, когда можно будет вернуться к работе.

Есть ли опасность задержек в реорганизации развески и других больших проектах вроде перемещения 250 тыс. объектов в новое хранилище, что находится в 200 км к северу от Парижа?

Отнюдь. Мы планируем завершить переезд в Льевен к 2024 году. Мы потеряли всего три месяца в процессе, который рассчитан на четыре года. Вывоз объектов из расположенного у берегов Сены хранилища, не защищенного от затопления в случае наводнения, должен завершиться к первой половине 2021 года.

Как обстоят дела с туризмом в филиале Лувра в Лансе и в Лувре — Абу-Даби?

Филиал в Лансе прочно укоренен в северном регионе: местное население составляет 60% его посетителей. В Абу-Даби аудитория на 40% состоит из жителей Эмиратов, а кроме того, включает гостей из других стран субконтинента и более дальней Азии. Наличие четырех разных экспозиционных пространств дает большую гибкость. Конечно, полные ретроспективы художников эпохи Возрождения теперь невозможны, все мы понимаем это. Времена, когда мы старались собрать в экспозиции как можно больше вещей, прошли. В центре внимания должны быть качество и содержательность.

Вы перенесли на октябрь открытие двух выставок, одна из которых посвящена скульптуре итальянского Возрождения, а другая — творчеству немецкого художника Альбрехта Альтдорфера. Как вам удалось достичь договоренностей с институциями, предоставившими на них экспонаты?

На протяжении всего этого периода мы очень эффективно взаимодействовали с другими музеями со всего мира. Лувр продлил сроки музейной аренды предметов из своей коллекции и сдвинул даты настолько, насколько это было возможно. Так же поступили и наши коллеги из других музеев.

Означает ли это конец эпохи дипломатических скандалов вроде угроз со стороны Италии относительно экспонатов для выставки Леонардо или отмены экспозиции болгарских икон в феврале?

Полностью обезопасить себя от манипуляций общественным мнением невозможно. Поэтому мы постоянно подчеркиваем важность научно-исследовательской работы и ее популяризации. Выставка может прожить несколько разных жизней. Так, ретроспектива Леонардо стала первой экспозицией, о которой мы совместно с компанией Pathé сняли фильм, предназначенный для просмотра в кинотеатрах. В сегодняшние трудные времена у нас есть возможность развивать такого рода инициативы.

Какова роль Лувра в создании будущего парижского мемориала жертвам рабства?

Президент Франции Эмманюэль Макрон пообещал создать этот мемориал еще в 2018 году, то есть за несколько лет до того, как началось нынешнее движение. В саду Тюильри, примыкающем к Лувру, уже есть коллекция скульптуры. Мы связаны с этим проектом, поскольку сад находится в ведении музея. Прием проектов от художников и архитекторов открыт до 1 сентября. Решение будет принято в следующем году, а открытие мемориала планируется на 2024 год.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+