18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Открытие Стамбульского музея живописи и скульптуры под вопросом

Музей IRHM, закрытый на протяжении большей части своего 80-летнего существования, в этом году должен начать работу в новом здании за $25 млн — несмотря на то, что главные кураторы уволились

Переезд Стамбульского музея живописи и скульптуры (IRHM) на территорию бывшей таможни площадью 17,7 тыс. кв. м рядом с Босфором растянулся почти на десятилетие. Новое здание стоимостью $25 млн, перестроенное по проекту турецкого архитектора Эмре Аролата, опробовали прошлой осенью, когда пространство стало местом проведения Стамбульской биеннале. Затем дата открытия музея с весны 2020 года была перенесена на сентябрь, чтобы успеть с реставрацией коллекции, насчитывающей 12 тыс. экспонатов. Но увольнение главного консультанта проекта Васифа Кортуна, который собирался переосмыслить коллекцию, включающую произведения национальных художников с середины 1800-х до 1990-х годов, на основе «современных критических идей», поставило под сомнение все планы.

Бывший директор-основатель частной художественной институции SALT, Васиф Кортун присоединился к IRHM, входящему в состав государственного Университета изящных искусств имени Мимара Синана, в мае 2019 года. Недостаток финансирования, отсутствие независимого попечительского совета и квалифицированного музейного персонала, включая реставраторов, вынудили его в декабре уйти. «Государство не может управлять таким учреждением. Технически, бюрократически, финансово, идеологически — это просто неправильная комбинация, — заявил Кортун в интервью The Art Newspaper. — Я понял, что справиться с этим абсолютно невозможно, потому что мне не разрешили ничего менять». Другим препятствием стало то, что основные предметы музейной коллекции находятся в бессрочном хранении у президента

Реджепа Эрдогана, а также в государственном Музее дворцовых коллекций в Стамбуле. Среди 60 выданных им в пользование работ — картины кисти Абдулмеджида II (1868–1944), последнего халифа Османской империи. «Музей не может открыться без них», — считает Кортун.

IRHM был основан в 1937 году в крыле дворца свергнутого султана по указу Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя Турецкой Республики. По словам профессора Айше Кёксал, чья книга о многострадальном музее готовится к публикации в этом году, институция закрылась во время Второй мировой войны и большую часть следующих восьми десятилетий так и не была доступна для широкой публики. В последний раз музей открывался в 2008 году.

В музее хорошо отражены «основные моменты истории послевоенной турецкой живописи» — считает куратор Дуйгу Демир, которая работала с Кортуном, потом заняла его место, но в феврале тоже ушла. «Я не могла собирать деньги, организовывать выставку, посвященную 120-летию турецкой живописи и скульптуры, продумывать следующую экспозицию, при этом еще и управлять музеем», — говорит она. По словам Демир, правительство щедрым жестом предоставило новое здание, но не выделило денег на его открытие и эксплуатационные расходы. Приоритетом остается Музей дворцовых коллекций, власти отдают предпочтение исламскому османскому прошлому, нежели эпохе светской республики, представленной как раз в основном в коллекции IRHM.

Еще одним препятствием остается строительство по соседству терминала круизных лайнеров. Он должен был открыться в мае, но до сих пор не готов. Из-за этого проекта стоимостью $1,7 млрд в 2018 году вынужден был переехать частный cтамбульский музей современного искусства Istanbul Modern — он ожидает своего возвращения на набережную только в следующем году, в новое здание по проекту Ренцо Пьяно. Это один из немногих частных турецких музеев, которые открылись за последние два десятилетия, чтобы заполнить пустоту, вызванную долгим отсутствием IRHM. Однако их коллекции недостаточно богаты, чтобы проиллюстрировать бурную историю искусства Турции, где западные концепции и практики синтезировались с национальной идентичностью. «Так что открытие национального музея по-прежнему актуально», — полагает Дуйгу Демир.

Пока что официальной датой открытия IRHM остается сентябрь 2020 года.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+