18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе

В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев

Рисунок Синана Демирташа из коллекции Тюркан Озильхан и Зийи Таджира. Специальная экспозиция «Новые приобретения». Фото: Contemporary Istanbul
Рисунок Синана Демирташа из коллекции Тюркан Озильхан и Зийи Таджира. Специальная экспозиция «Новые приобретения».
Фото: Contemporary Istanbul

Хотя Биеннале современного искусства в Стамбуле проходит в 16-й раз, а для международной ярмарки Contemporary Istanbul это 14-й выпуск, кажется, именно сейчас город переживает настоящий арт-бум. Только в сентябре здесь открылось сразу три новых выставочных пространства. Это новое здание Музея живописи и скульптуры Университета изящных искусств имени Мимара Синана (тут как раз представлен основной проект биеннале), новое здание Фонда Вехби Коча — Arter (открытие 13 сентября, проект лондонского бюро Grimshaw Architects) и дворец Текфур — музей османского искусства. На протяжении следующих месяцев в городе появится еще пять новых площадок. Таким образом, Стамбул планомерно двигается к достижению весьма амбициозной цели — стать новым центром искусства. По оценкам экспертов, суммарный объем инвестиций в упомянутые проекты достигает $5 млрд, это и государственные средства, и частный капитал.

Али Гюрели, основатель ярмарки Contemporary Istanbul. Фото: Contemporary Istanbul
Али Гюрели, основатель ярмарки Contemporary Istanbul.
Фото: Contemporary Istanbul

Одна из частных инициатив — международная ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul, которая была основана в 2006 году предпринимателем Али Гюрели. Он преуспел в гостиничном бизнесе и даже был председателем TUROB — ассоциации отельеров Турции, но увлечение коллекционированием в конце концов заставило его переквалифицироваться в профессионалы арт-рынка. Именно он стоял у истоков первой турецкой ярмарки искусства, Art Istanbul, проходившей с 2001 по 2005 год. С 2006 года он является бессменным председателем Contemporary Istanbul, получившей уже международный статус.

Гвидо Казаретт. «Неужели неприятные люди похожи?». 2019. Стенд галереи Zilberman (Стамбул — Берлин). Фото: Анна Савицкая
Гвидо Казаретт. «Неужели неприятные люди похожи?». 2019. Стенд галереи Zilberman (Стамбул — Берлин).
Фото: Анна Савицкая

14-й выпуск Contemporary Istanbul (CI19) открыт для посетителей с 12 до 15 сентября в Международном стамбульском выставочном и конгресс-центре Лютфи Кырдара, расположенном в квартале Харбийе района Шишли. Ожидается, что ярмарка, которую в прошлом году посетило 74 тыс. человек, на этот раз значительно увеличит посещаемость. Даты ее проведения рассчитывались с прицелом на толпу кураторов, арт-критиков и — в особенности — коллекционеров со всего мира, которые окажутся в городе во второй декаде сентября на превью долгожданной биеннале Николя Буррио, чей основной проект называется «Седьмой континент».

Йозеф Борсос. «Князь Эдмунд Зичи». 1877. Коллекция Аю и Джана Хас. Специальная экспозиция «Новые приобретения». Фото: Анна Савицкая
Йозеф Борсос. «Князь Эдмунд Зичи». 1877. Коллекция Аю и Джана Хас. Специальная экспозиция «Новые приобретения».
Фото: Анна Савицкая

На CI19 представлено 74 галереи из 23 стран, 510 художников и более 1,4 тыс. произведений искусства. С этого года у Contemporary Istanbul новый арт-директор — независимый куратор и исследователь из Франции Анисса Туати. По ее замыслу, ярмарка должна олицетворять общность средиземноморских стран — именно по этому принципу теперь происходит отбор галерей-участниц и подготовка некоммерческой и дискуссионной программ. Специальные проекты посвящены цифровому искусству (Plugin New Media — выставка, поддержанная Siemens Home Appliances) и частным коллекциям (экспозиция «Новые приобретения» представляет турецкое и международное искусство, причем как современное, так и классическое, из главных частных собраний Турции). Куратором «Новых приобретений» — 90 произведений из 42 коллекций — выступил писатель и художественный критик Хасан Бюлент Кахраман; именно он возглавляет отборочный комитет и вообще кажется серым кардиналом Contemporary Istanbul. 

Виталий Пушницкий. «Видели все на свете мои глаза — и вернулись к вам, белые хризантемы» (Косуги Иссе, 1652–1688). 2019. Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург). Фото: Marina Gisich Gallery
Виталий Пушницкий. «Видели все на свете мои глаза — и вернулись к вам, белые хризантемы» (Косуги Иссе, 1652–1688). 2019. Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург).
Фото: Marina Gisich Gallery

Особое внимание на CI19 уделено венским галереям искусства. Georg Kargl Fine Arts, Galerie Kandhofer и Galerie Krinzinger представлены на отдельном стенде Art from Vienna. Каждый год одна из стран становится специальным гостем ярмарки, и галеристы оттуда получают особые условия участия, для того чтобы познакомиться с турецким искусством и коллекционерами. В 2013 году в фокусе была Россия — тогда в Стамбул приехали семь галерей из Москвы и Петербурга: AL Gallery, Anna Nova, Art re.Flex Gallery, Galerie Blue Square, Galerie Iragui, Marina Gisich Gallery и pop/off/art. Сейчас из русских участников осталась только галерея Марины Гисич. Она участвует уже в пятый раз и привезла на CI19 Виталия Пушницкого, Керима Рагимова и Дмитрия Цыкалова. Сама Марина Гисич признается, что работы Пушницкого и Рагимова (около $40 тыс. за большеформатную живопись) едва ли могут быть проданы на ярмарке, но присутствие тут важно, так как это возможность для ее художников быть замеченными кураторами, прибывшими на Стамбульскую биеннале. Галеристка уже не первый год приглашает в Турцию своих клиентов-коллекционеров, для которых подготовлена отличная программа. Кроме того, галерея настолько удачно поучаствовала в Cosmoscow на прошлой неделе, что может позволить себе поработать над стратегическими задачами.

Рисунки Зураба Церетели на стенде галереи Art Agency (София). Фото: Анна Савицкая
Рисунки Зураба Церетели на стенде галереи Art Agency (София).
Фото: Анна Савицкая

Впрочем, русское искусство можно найти не только на стенде отечественной галереи. Так, Art Agency из Софии привезла работы Зураба Церетели (живопись, графику и даже небольшую скульптуру), а также картины и произведения из мрамора Айдан Салаховой. Цены на Церетели колеблются в диапазоне от 600 евро за принты до сотен тысяч евро за живопись — картина «Сон» оценена в €350 тыс. Не исключено, что это самая дорогая работа на ярмарке. За мраморную книгу «Без слов № 20» Салаховой просят €30 тыс., а за ее живопись - €8 тыс.

Стенд Project ArtBeat (Тбилиси): живопись Маки Батиашвили и скульптура Джона Рипенхофа. Фото: Анна Савицкая
Стенд Project ArtBeat (Тбилиси): живопись Маки Батиашвили и скульптура Джона Рипенхофа.
Фото: Анна Савицкая

Среди участников CI19 — несколько галерей из стран СНГ, в частности грузинская Project ArtBeat, которая привезла живопись Маки Батиашвили (от $500 до $4,5 тыс.), Софо Чхиквадзе ($1,6 тыс.) и работы Анны Эдзгверадзе (Анна К.Е.), в этом году представляющей Грузию на Венецианской биеннале (ее работы в смешанной технике оцениваются в $1,8–3,8 тыс.). Есть и проект из Азербайджана — платформа Ta(r)dino Асли Самадовой, Ольги Селезневой и Лесли Грей. Правда, в ярмарке (!) они участвуют исключительно в некоммерческих целях, видя свою задачу в продвижении азербайджанского молодого искусства, выведении его на международную орбиту. На их стенде можно увидеть произведения Фархада Фарзалиева, Назрин Маммадовой, Самира Салахова и других. 

Зураб Церетели. «Сон. Ртвели» («Праздник вина»). 2013. Галерея Art Agency (София). Фото: Contemporary Istanbul
Зураб Церетели. «Сон. Ртвели» («Праздник вина»). 2013. Галерея Art Agency (София).
Фото: Contemporary Istanbul

Вообще география галерей-участниц впечатляет — это Аргентина, Германия, Иран, США, Франция, Чили, Швейцария, Южная Корея и даже Палестинская автономия. Однако большинство, конечно, турецкие галереи, но они не всегда показывают только «свое» искусство. Так, турецко-немецкая галерея Zilberman c площадками в Стамбуле и Берлине представляет работы Манафа Хальбуни, молодого художника сирийского происхождения и восходящей звезды немецкого современного искусства. Он родился в Дамаске в 1984 году, но бежал из страны и сейчас живет в Дрездене. Его творчество носит провокативный характер и чаще всего посвящено антивоенной и политической тематике. На стенде можно увидеть его работы из серии «Карты» — найденные художником на блошиных рынках географические карты, которые он снабжает комментариями и исправлениями. Так появляется альтернативная история Европы: например, управляемая арабами ГДР ($3,8 тыс.).

Марк Дион. «Коллекционер на покое». 2015. Галерея Georg Kargl (Вена). Фото: Contemporary Istanbul
Марк Дион. «Коллекционер на покое». 2015. Галерея Georg Kargl (Вена).
Фото: Contemporary Istanbul

Одна из самых известных современных турецких художниц Гюльсун Карамустафа (ее работы, затрагивающие проблемы сексуальности, гендерной и этнической принадлежности, есть в британской Тейт и стамбульском музее Arter) представлена местной галереей Sanatorium. Цены очень демократичные — от $6,7 тыс. за обои — коллажи из архивных фотографий до $10 тыс. за скульптуры из керамики.

В 2006 году, когда была основана Contemporary Istanbul, арт-рынок в Турции был строго локальным — турецкие коллекционеры покупали турецкое искусство, и никак иначе. За годы существования она превратилась в международную ярмарку, а местные коллекционеры стали не только покупать искусство по всему миру, но и привозить его в Турцию и открывать частные музеи в Стамбуле. Эту тенденцию отметил Али Гюрели в речи на открытии CI19, подчеркнув, что это только начало и Стамбул продолжит экспансию на мировой арене. О том, что такая политика будет поддержана со стороны государства, сказал и глава муниципалитета Стамбула, недавно избранный мэр города Экрем Имамоглу, который посетил ярмарку в четверг, в первый день ее официальной работы, а не во время закрытого предпоказа. Его визит изрядно затянулся, так как многие посетители и участники хотели с ним сфотографироваться: новый мэр очень популярен и демократичен, к тому же оказался завсегдатаем Contemporary Istanbul и увлеченным коллекционером.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
Классический труд знаменитого немецкого искусствоведа «От Ван Эйка до Брейгеля: этюды по истории нидерландской живописи» спустя столетие опубликован на русском языке. Что здесь устарело, а что нет, сообщают современные комментарии
25.08.2023
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
6
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
7
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+