18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Стамбуле открылся музей современного искусства Arter

№76
Материал из газеты

Среди экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен

Некоммерческая организация Arter, занимающаяся современным искусством, открыла музей, который станет «по-настоящему прорывным» для Стамбула. Так утверждает его директор Мелих Ферели, руководивший переездом «маленького белого куба» на улице Истикляль в новое здание общей площадью 18 тыс. кв. м. Оно возведено в Долапдере, центральном районе города, по проекту лондонского бюро Grimshaw Architects. Открытие состоялось 13 сентября, совпав с превью 16‑й Стамбульской биеннале.

Arter финансируется Фондом Вехби Коча, созданным полвека назад одним из богатейших предпринимателей Турции. В 2005 году Ферели был назначен культурным консультантом фонда и разработал стратегию специально для современного искусства. По его словам, это было «именно то, что нужно Турции».

За новое направление с энтузиазмом взялся Омер Коч, наследник прославленной династии в третьем поколении. В 2007 году Koç Holding стал главным спонсором Стамбульской биеннале и начал приобретать современное искусство. Принадлежащая холдингу организация Arter открылась в 2010 году выставкой, в которой участвовало около 160 работ из новой коллекции. Сейчас в этом собрании более 1,3 тыс. произведений, примерно половина из которых авторства турецких художников. Коллекция, по заверению Ферели, послужит основой музея. Среди будущих экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен. 

Ферели считает, что музей с легко трансформирующимися залами площадью 3 тыс. кв. м, двумя лекториями и террасой для скульптур способен «дать художникам возможность думать иначе». По данным, предоставленным Фондом Вехби Коча, на приобретение коллекции и постройку здания потрачено более €120 млн. 

Еще в 2017 году некоторые произведения из собрания Омера Коча оказались в центре скандала. Консервативных исламистов возмутила выставка под названием «Двери открываются тем, кто стучит», проходившая в особняке султана Абдулмеджида II. Нападению подверглась, в частности, скульп­тура Рона Мьюека «Человек под свитером»: включенный в нее изразцовый камин протестующие приняли за михраб — место для молитвы имама в мечети. Ферели, один из кураторов той экспозиции, описывает инцидент как «единичный» и контрпродуктивный. А на вопрос об угрозе цензуры или самоцензуры для деятельности нового музея он отвечает: «Все виды искусства могут стать устойчивой платформой для свободы выражения мнений. Худшее для учреждения или художника — самоцен­зура». 

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+