18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Стамбуле открылся музей современного искусства Arter

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Среди экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен

Музей современного искусства Фонда Вехби Коча Arter в Стамбуле. Фото: Grimshaw Architect
Музей современного искусства Фонда Вехби Коча Arter в Стамбуле.
Фото: Grimshaw Architect

Некоммерческая организация Arter, занимающаяся современным искусством, открыла музей, который станет «по-настоящему прорывным» для Стамбула. Так утверждает его директор Мелих Ферели, руководивший переездом «маленького белого куба» на улице Истикляль в новое здание общей площадью 18 тыс. кв. м. Оно возведено в Долапдере, центральном районе города, по проекту лондонского бюро Grimshaw Architects. Открытие состоялось 13 сентября, совпав с превью 16‑й Стамбульской биеннале.

Arter финансируется Фондом Вехби Коча, созданным полвека назад одним из богатейших предпринимателей Турции. В 2005 году Ферели был назначен культурным консультантом фонда и разработал стратегию специально для современного искусства. По его словам, это было «именно то, что нужно Турции».

Здание музея Arter в Стамбуле спроектировано бюро Grimshaw Architect. Фото: Grimshaw Architect
Здание музея Arter в Стамбуле спроектировано бюро Grimshaw Architect.
Фото: Grimshaw Architect

За новое направление с энтузиазмом взялся Омер Коч, наследник прославленной династии в третьем поколении. В 2007 году Koç Holding стал главным спонсором Стамбульской биеннале и начал приобретать современное искусство. Принадлежащая холдингу организация Arter открылась в 2010 году выставкой, в которой участвовало около 160 работ из новой коллекции. Сейчас в этом собрании более 1,3 тыс. произведений, примерно половина из которых авторства турецких художников. Коллекция, по заверению Ферели, послужит основой музея. Среди будущих экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен. 

Ферели считает, что музей с легко трансформирующимися залами площадью 3 тыс. кв. м, двумя лекториями и террасой для скульптур способен «дать художникам возможность думать иначе». По данным, предоставленным Фондом Вехби Коча, на приобретение коллекции и постройку здания потрачено более €120 млн. 

Еще в 2017 году некоторые произведения из собрания Омера Коча оказались в центре скандала. Консервативных исламистов возмутила выставка под названием «Двери открываются тем, кто стучит», проходившая в особняке султана Абдулмеджида II. Нападению подверглась, в частности, скульп­тура Рона Мьюека «Человек под свитером»: включенный в нее изразцовый камин протестующие приняли за михраб — место для молитвы имама в мечети. Ферели, один из кураторов той экспозиции, описывает инцидент как «единичный» и контрпродуктивный. А на вопрос об угрозе цензуры или самоцензуры для деятельности нового музея он отвечает: «Все виды искусства могут стать устойчивой платформой для свободы выражения мнений. Худшее для учреждения или художника — самоцен­зура». 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
5
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
6
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+