18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда

Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге

Что за удивительная история с потерянными картинами русского авангарда? Где и когда мы сможем их увидеть?

Этой осенью, если эпидемия и карантин не внесут серьезных изменений в планы, мы собираемся открыть в Ельцин Центре в Екатеринбурге уникальную выставку «Авангард. На телеге в ХХI век». Она станет реконструкцией выставки 1921 года, экспонаты которой когда-то отправились на гастроли по Вятской губернии, потерялись и вот теперь, спустя 100 лет, удивительным образом нашлись. Аналогов такому событию я, честно говоря, не припомню.

Для меня эта история началась в 2017 году, когда я делал выставку «До востребования. Часть II» в Еврейском музее в Москве. В тот момент я оказался в Кирове и в Вятском художественном музее познакомился с искусствоведом Анной Шакиной, которая и является истинным первооткрывателем. В свое время она написала диссертацию на тему «Художественная культура Вятской области в первые послереволюционные годы» и как раз тогда обнаружила данные об этой пропавшей выставке. Однако у нее постоянно были какие-то другие дела, и довести расследование до конца не получалось. Шакина решила поделиться информацией со мной. Она посоветовала: «Вам надо поехать в такой-то город». И я отправился в этот городок.

Что это за город?

Я не буду его называть, эту информацию мы пока тщательно скрываем. Это небольшой город в Кировской области. Там есть музей — обычный краеведческий, с типичными для таких учреждений экспонатами: чучелами животных, старинными фотографиями и тому подобным. Сотрудники музея отвели меня в хранилище, полуподвал, где у музея был запасник, и показали то, о чем говорила Анна Шакина (сама она до этого городка не доехала).

В запаснике, совершенно не приспособленном для хранения произведений изобразительного искусства, я увидел живопись. Это оказались работы различных русских художников: москвичей, представителей казанской и вятской школ живописи. Были там, например, пейзаж Николая Фешина, огромный масляный эскиз декорации 1915 года Федора Федоровского, работы нескольких других, менее известных художников. Не один авангард, но и другие художественные направления: модерн, символизм.

Потом мне принесли папку с графикой. Я открыл и был ошеломлен: три акварели Василия Кандинского, гуашь Варвары Степановой, серия рисунков Николая Синезубова… Я был потрясен. Эти экспонаты, хотя и давно являются частью Музейного фонда РФ, никогда никого не интересовали, так что фактически это их открытие. Целая коллекция из 35–40 работ начала ХХ века, из них 10 — живопись, включая неизвестного подписного Родченко 1915 года! Беспрецедентная история!

Потрясенный, я вернулся в Вятку и принялся выяснять, как же эти работы оказались в том музее. Анна Шакина рассказала мне то, что ей было известно. В 1921 году некий Евгений Медведев, уроженец Кукарки (она же Советск) в Кировской области, работавший в ИЗО Наркомпроса, был отправлен в родные края, чтобы просвещать население с помощью произведений искусства. Он организовал три передвижные выставки. Это, кстати, по моим сведениям, уникальный случай, чтобы на таком уровне — не на московском, а на региональном — в тот период организовывали подобные просветительские выставочные проекты, которые возили в телегах по далеким регионам.

Первые две выставки Евгения Медведева в основном содержали произведения в жанре реализма. Потом он собрал третью, где был и символизм, и модерн, и авангард — всего около 320 произведений графики и живописи. Был даже издан «слепой» каталог, без фото, так что нам известны имена художников и названия вещей. Кроме упомянутых это были работы Варвары Бубновой, Веры Вильковиской, Александра Древина, Алексея Кравченко, Елизаветы Кругликовой, Ильи Машкова, Надежды Удальцовой, Давида Штеренберга и многих других — более 50 художников.

«Третья передвижная художественная выставка Советского районного подотдела Главмузея» из Вятки переехала в Кукарку (Советск). Там она пробыла весь октябрь. Ее посетило большое количество зрителей — около 2 тыс., на ней читали просветительские лекции. В ноябре выставка отправилась в «тот самый город». Там она застряла из-за зимних условий и недостатка финансирования. Вдобавок советская власть потеряла интерес к пропаганде авангарда. Евгений Медведев прекратил свой просветительский проект, экспонаты забирать не стал, уехал в Ленинград. Там он занимался архитектурой, работал в Елагинском дворце, в Петергофе. Скончался он во время блокады.

Картины с этой потерянной и найденной выставки сохранились полностью? Их все покажут в Ельцин Центре?

Эта передвижная выставка насчитывала, как нам известно по ее каталогу, более 300 произведений. В краеведческом музее нашлась одна десятая часть. Еще, как поведала мне Анна Шакина, в 1960-е годы часть этих выставочных работ забрали из городка в Вятский музей. Это еще около 40 работ, в том числе 3 акварели Кандинского, 5 произведений Родченко, однако эти вещи уже давно опубликованы, хорошо изучены и отреставрированы. Куда делись остальные работы с передвижной выставки — неизвестно. Мы искали их, основываясь на данных в каталоге, но безуспешно. Есть сведения, что у Медведева в Ленинграде был архив с фотографиями, однако он сгинул во время войны.

Анна Шакина за это время стала директором Вятского художественного музея. Мы с ней решили сделать выставку-реконструкцию 1921 года. Третьим нашим сокуратором стала Наталья Мюррей, профессор лондонского Института Курто. Наш выставочный проект в Ельцин Центре соединит найденные произведения с экспонатами из вятского музея.

Фактически мы не только реконструируем третью передвижную выставку Евгения Медведева, где он показывал «современное искусство», но и попробуем обозначить две его предыдущие выставки, тем более что ряд вещей с них перекочевал на третью (все каталоги сохранились). Кроме того, мы дополним экспозицию хорошо известной коллекцией авангарда из Слободского — в этом городе в Кировской области в ранние советские годы оказалось собрание с работами Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. В 1919 году их привез художник Сергей Луппов для создания местного музея художественной культуры.

Что будет с найденными произведениями дальше?

После выставки все произведения должны вернуться в родной краеведческий музей. Надеюсь, уже в новом качестве. Быть может, после того как они приобретут известность, в музее выделят для них выставочное пространство. Или, быть может, город даже даст музею новое здание, ведь столь громкие имена художников должны будут теперь привлечь туда новых туристов.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+