Неизвестный русский авангард: что сохранила провинция

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Еврейский музей и региональные институции затеяли масштабный проект

Роберт Фальк. Натюрморт на желтом фоне. 1917 / ГБУК АО Музейное объединение
Роберт Фальк. Натюрморт на желтом фоне. 1917 / ГБУК АО Музейное объединение

Еврейский музей начинает крупный выставочный проект, посвященный русскому авангарду. Там собрали более 100 работ художников-авангардистов, которые рассеяны по 19 региональным музеям. Среди них — музеи Архангельска, Астрахани, Иванова, Кирова, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Омска, Ростова, Самары, Тулы, Чебоксар. Первая часть проекта откроется в апреле показом произведений, созданных с начала ХХ века до 1918 года. Открытие же второй части с работами, написанными в период с 1918-го до начала ­1930-х годов, намечено через год.

Русский авангард попал в провинцию в начале­1920-х годов. Во времена удивительного социального эксперимента, когда на весьма краткий период он вдруг получил статус государственного стиля, в Москве был открыт Музей живописной культуры. Это был первый среди музеев современного искусства, которые намеревались открывать и дальше, чтобы пропагандировать по советским городам и весям новое «левое» искусство. Первым директором музея был Василий Кандинский, затем два года его возглавлял Александр Родченко, совсем короткие периоды пришлись на руководство Петра Вильямса и Леонида Вайнера. С 1918 по 1920 год специальной комиссией по закупкам было приобретено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 распределены по 30 музеям. Однако уже в 1923 году музей стал отделом Государственной Третьяковской галереи.

Судьба произведений, попавших в провинциальные музеи, также может быть темой отдельного исследования. Далеко не все они сохранились. К примеру, в Барнаульском музее, открытом прямо в местной церкви, картины авангардистов — Кандинского, Малевича, Родченко, Ларионова и Гончаровой — весьма недолго висели на клиросе и даже в алтаре. В середине 1920-х музей был подвергнут разорению, а коллекция авангарда перемещалась из одного помещения в другое, пока ее следы не затерялись вовсе. И таких историй немало.

После разгрома формализма в 1930-е «прогрессивное» искусство было и вовсе убрано подальше — в лучшем случае в хранилища. Часть его сохранилась благодаря героическим усилиям музейных работников, а часть пропала до востребования. И не только в 1920-е годы.

В этом смысле попытка собрать авангард в провинции — отдельный музейный подвиг. Когда кажется, что русский авангард изучен вдоль и поперек и что все знаковые работы можно увидеть только в столичных музеях, выставка в Еврейском музее имеет все шансы стать сенсацией. Ее куратор, ведущий специалист по авангарду Андрей Сарабьянов, отобрал для экспозиции произведения не только признанных классиков: Наталии Гончаровой, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Казимира Малевича, Любови Поповой, Ольги Розановой, Марка Шагала, но и сегодня практически забытых Виктора Барта, Алексея Грищенко, Моисея Когана, Алексея Моргунова, Савелия Шлейфера и многих других. Их работы обещают стать открытием для широкой публики — и даже для знатоков. 

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+