С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским

Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов

Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ. Фото: ВДНХ
Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ.
Фото: ВДНХ

Тринадцать глав крупнейших российских музеев, в том числе Михаил Пиотровский (Государственный Эрмитаж), Марина Лошак (ГМИИ им. А.С.Пушкина), Зельфира Трегулова (Государственная Третьяковская галерея), Александр Седов (Музей Востока), направили письма президенту Владимиру Путину и министру культуры Ольге Любимовой, в которых просят «провести комплексную оценку ситуации», сложившейся вокруг художественного наследия Рерихов, и «оказать содействие в ее разрешении». В письме идет речь о «некоторых общественных объединениях, имеющих отношение к данной тематике». Издание РБК считает, что речь идет, в частности, о Международном центре Рерихов и Национальном рериховском комитете, связанных с учением Живой Этики, которые начали активно вмешиваться в деятельность государственного музея, что вызвало беспокойство Союза музеев России.

Как рассказал нашему изданию Александр Седов, директор Музея Востока (филиалом которого является Музей Рерихов), в последние несколько месяцев «стало совершенно невозможно работать» из-за представителей общественных организаций. Напомним, что Международный центр Рерихов (МЦР), имеющий статус общественной организации, в настоящее время находится под судом по заявлению Федеральной налоговой службы о признании его банкротом. Учение Живой Этики попало под определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» Архиерейского собора еще в 1994 году. 

Однако в конце прошлого года МЦР активизировал свою критику государственного Музея Рерихов (куда по решению суда было передано наследие Советского фонда Рерихов, в постсоветскую эпоху оказавшееся во владении МЦР, и таким образом пополнилась уже существовавшая в музее коллекция Рерихов). Постоянная экспозиция Музея Рерихов открылась на ВДНХ весной 2019 года. 

Как рассказал нам Седов, «ситуация выходит за разумные рамки: совершенно посторонние люди, не являющиеся работниками ни музея, ни Министерства культуры, ни даже искусствоведами, приходят в Музей Рерихов и начинают указывать, как мы должны развешивать картины или переделать концепцию экспозиции, поскольку она не соответствует их мнению о личности Николая и Елены Рерихов». (Чтобы дать представление о том, как МЦР воспринимает личности этих деятелей культуры, приведем цитату с официального сайта организации: «Эксперимент проводили Космические Иерархи, Учителя, стоящие на высокой ступени космической эволюции. Елена Ивановна Рерих была их ближайшим сотрудником на планете. Итогом эксперимента явилась трансформация энергетики Елены Ивановны и согласование ее вибраций с высоким Космическим ритмом».) 

Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ. Фото: ВДНХ
Экспозиция Музея Рерихов на ВДНХ.
Фото: ВДНХ

В ноябре 2019 года общественники обратились в Генеральную прокуратуру РФ относительно условий, в которых живопись Николая и Святослава Рерихов выставляется на ВДНХ. Генпрокуратура начала проверку, а музейщики и Минкультуры РФ продемонстрировали заинтересованным лицам условия хранения. 

Тем не менее возникла идея о том, что Музей Рерихов необходимо перевезти с ВДНХ обратно в исторический центр Москвы. На недавней встрече министра культуры Ольги Любимовой с главой комитета по культуре Госдумы РФ Еленой Ямпольской обсуждалась возможность возвращения коллекции в усадьбу Лопухиных, принадлежавшую МЦР ранее, затем переданную Музею Востока, а ныне оказавшуюся в ведении ГМИИ им. А.С.Пушкина. РБК приводит слова министра культуры Ольги Любимовой о том, что министерство предложило «рериховской общественности» семь других особняков в Москве для размещения коллекции, но они отказались от всех предложенных вариантов. 

Также Любимова не исключила вероятность того, что коллекция вернется в усадьбу Лопухиных. В настоящий момент, однако, памятник находится в тяжелом состоянии из-за самовольно выкопанного МЦР подвала и других ошибок пользования. ГМИИ готовит проект реставрации особняка, рассчитанный на три-четыре года, идет стадия проектирования. 

МЦР, однако, решительно отказывается от других зданий, требуя то, где эта организация работала четверть века, прежде чем ее могущественный покровитель Борис Булочник, экс-председатель правления «Мастер-банка», был объявлен в международный розыск и сбежал из России, оставив их без финансирования. 

Михаил Пиотровский как глава Союза музеев России создал специальную комиссию «по стратегии сохранения рериховского наследия и ее конкретного музейного воплощения». В комиссию вошли директора и главные хранители российских музеев, а также реставраторы. Седов уточнил, что сложившуюся ситуацию комиссия намерена обсудить 26 февраля. 

Как сказала нам директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, «обратившись к руководству страны с письмом по поводу сложившейся ситуации, его авторы прежде всего обеспокоены вмешательством далеких от музейных профессий людей в специальные аспекты нашей работы, включая и те вопросы, которые находятся в ведении министерства».

Статья изменена 25 февраля. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+