«Русская неделя» в Лондоне принесла аукционным домам £35,1 млн

Серию торгов «русской недели» завершили MacDougall’s (суммарная выручка £4,1 млн) и Bonhams (£984 тыс.). В обоих случаях значительную часть выручки обеспечили успешные продажи работ Наталии Гончаровой

Иван Чуйков. «№ 10». Из серии «Открытки». Продана за £121,5 тыс.  Фото: MacDougall’s Arts Ltd
Иван Чуйков. «№ 10». Из серии «Открытки». Продана за £121,5 тыс.
Фото: MacDougall’s Arts Ltd

Аукционный дом MacDougall’s провел на этой неделе два аукциона. Сперва торги современного отечественного искусства — там самой дорогой стала картина Ивана Чуйкова «№ 10» из серии «Открытки», проданная за £121,5 тыс. В среду состоялся основной аукцион русского искусства, где предполагалось продать в том числе топ-лоты — работы Кузьмы Петрова-Водкина (его натюрморт установил новый рекорд цены на Christie’s этим летом), Ивана Клюна, Бориса Кустодиева и Александра Самохвалова. Однако миллионных продаж не случилось, и из топ-лотов, которые владельцы аукционного дома Екатерина и Уильям Макдугалл привозили на выставку в Москву, ушла только роскошная «Испанка» Наталии Гончаровой. Почти двухметровое полотно, датированное 1910–1930-ми годами, было выставлено на торги с эстимейтом £800 тыс. — £1,2 млн, но финальная ставка оказалась несколько ниже — £750 тыс., что с комиссией аукционного дома составило £948 тыс. Зато сюрреалистический «Портрет моего отца» (на самом деле зимний пейзаж, в котором угадываются очертания головы тигра) Павла Челищева был продан со значительным превышением эстимейта в £200–300 тыс. — за £559,8 тыс. Произведения Гончаровой и Челищева стали единственными, которые преодолели на торгах рубеж в £100 тыс., ставки по остальным лотам были меньше. В общей сложности два аукциона, 25 и 27 ноября, принесли MacDougall’s £4,1 млн.

Наталия Гончарова. «Испанка». 1910–1930. Продана за £948 тыс. Фото: MacDougall’s Arts Ltd
Наталия Гончарова. «Испанка». 1910–1930. Продана за £948 тыс.
Фото: MacDougall’s Arts Ltd

Суммарная выручка Bonhams, чьи торги завершали «русскую неделю» в Лондоне, составила немногим менее миллиона — £948 тыс. Почти треть этой суммы аукционному дому обеспечила продажа опять же работы Наталии Гончаровой. В данном случае это был редкий ранний пейзаж «Березы» из цикла 1906 года, написанного в селе близ Вязьмы Смоленской губернии. Картина участвовала в персональной выставке художницы в Москве в 1913 году. Несмотря на скромную предварительную оценку в £120–150 тыс., работа ушла с молотка значительно дороже — за £250 тыс. Также можно было спрогнозировать интерес к работам Николая Рериха из гималайской серии, но все же успех пейзажа «Шамбала» впечатляет: при эстимейте £35–45 тыс. картина была продана за £137,5 тыс.

Николай Рерих. «Шамбала». 1928–1929. Продана за £137,562. Фото: Bonhams
Николай Рерих. «Шамбала». 1928–1929. Продана за £137,562.
Фото: Bonhams

Всего четыре аукционных дома за три дня торгов продали русского искусства на £35,1 млн: из них £18,1 млн приходятся на долю Sotheby’s, а £12 млн — Christie’s. Результат почти тот же, что и полгода назад, когда летняя неделя русских торгов принесла £36 млн, но там определяющим был вклад рекордного Петрова-Водкина на Christie’s (£9,3 млн). Продать на ту же сумму без рекордов и ажиотажа — очень хороший показатель для аукционов русского искусства, а общая сумма по итогам 2019 года в £71,1 млн впечатляет и дает надежду на то, что спрос на отечественных художников постепенно растет.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+