«Русская неделя» в Лондоне принесла аукционным домам £35,1 млн

Серию торгов «русской недели» завершили MacDougall’s (суммарная выручка £4,1 млн) и Bonhams (£984 тыс.). В обоих случаях значительную часть выручки обеспечили успешные продажи работ Наталии Гончаровой

Иван Чуйков. «№ 10». Из серии «Открытки». Продана за £121,5 тыс.  Фото: MacDougall’s Arts Ltd
Иван Чуйков. «№ 10». Из серии «Открытки». Продана за £121,5 тыс.
Фото: MacDougall’s Arts Ltd

Аукционный дом MacDougall’s провел на этой неделе два аукциона. Сперва торги современного отечественного искусства — там самой дорогой стала картина Ивана Чуйкова «№ 10» из серии «Открытки», проданная за £121,5 тыс. В среду состоялся основной аукцион русского искусства, где предполагалось продать в том числе топ-лоты — работы Кузьмы Петрова-Водкина (его натюрморт установил новый рекорд цены на Christie’s этим летом), Ивана Клюна, Бориса Кустодиева и Александра Самохвалова. Однако миллионных продаж не случилось, и из топ-лотов, которые владельцы аукционного дома Екатерина и Уильям Макдугалл привозили на выставку в Москву, ушла только роскошная «Испанка» Наталии Гончаровой. Почти двухметровое полотно, датированное 1910–1930-ми годами, было выставлено на торги с эстимейтом £800 тыс. — £1,2 млн, но финальная ставка оказалась несколько ниже — £750 тыс., что с комиссией аукционного дома составило £948 тыс. Зато сюрреалистический «Портрет моего отца» (на самом деле зимний пейзаж, в котором угадываются очертания головы тигра) Павла Челищева был продан со значительным превышением эстимейта в £200–300 тыс. — за £559,8 тыс. Произведения Гончаровой и Челищева стали единственными, которые преодолели на торгах рубеж в £100 тыс., ставки по остальным лотам были меньше. В общей сложности два аукциона, 25 и 27 ноября, принесли MacDougall’s £4,1 млн.

Наталия Гончарова. «Испанка». 1910–1930. Продана за £948 тыс. Фото: MacDougall’s Arts Ltd
Наталия Гончарова. «Испанка». 1910–1930. Продана за £948 тыс.
Фото: MacDougall’s Arts Ltd

Суммарная выручка Bonhams, чьи торги завершали «русскую неделю» в Лондоне, составила немногим менее миллиона — £948 тыс. Почти треть этой суммы аукционному дому обеспечила продажа опять же работы Наталии Гончаровой. В данном случае это был редкий ранний пейзаж «Березы» из цикла 1906 года, написанного в селе близ Вязьмы Смоленской губернии. Картина участвовала в персональной выставке художницы в Москве в 1913 году. Несмотря на скромную предварительную оценку в £120–150 тыс., работа ушла с молотка значительно дороже — за £250 тыс. Также можно было спрогнозировать интерес к работам Николая Рериха из гималайской серии, но все же успех пейзажа «Шамбала» впечатляет: при эстимейте £35–45 тыс. картина была продана за £137,5 тыс.

Николай Рерих. «Шамбала». 1928–1929. Продана за £137,562. Фото: Bonhams
Николай Рерих. «Шамбала». 1928–1929. Продана за £137,562.
Фото: Bonhams

Всего четыре аукционных дома за три дня торгов продали русского искусства на £35,1 млн: из них £18,1 млн приходятся на долю Sotheby’s, а £12 млн — Christie’s. Результат почти тот же, что и полгода назад, когда летняя неделя русских торгов принесла £36 млн, но там определяющим был вклад рекордного Петрова-Водкина на Christie’s (£9,3 млн). Продать на ту же сумму без рекордов и ажиотажа — очень хороший показатель для аукционов русского искусства, а общая сумма по итогам 2019 года в £71,1 млн впечатляет и дает надежду на то, что спрос на отечественных художников постепенно растет.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+