18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аукцион русского искусства Christie’s: удачи, провалы и невнимательность покупателей

О результатах первого аукциона в рамках недели русских торгов в Лондоне рассказывает галерист и издатель Ильдар Галеев

Юрий Анненков. «Девушка за туалетом». Продана за £419,25 тыс. при эстимейте £70–90 тыс. Фото: Christie’
Юрий Анненков. «Девушка за туалетом». Продана за £419,25 тыс. при эстимейте £70–90 тыс.
Фото: Christie’

Замершие в ожидании Brexit лондонские аукционисты устраивают очередные сеансы игры русских покупателей с русскими же предметами искусства. Несмотря на то что над британо-российскими отношениями тучи нависли всерьез и надолго, англичане не могут отказать в гостеприимстве. Тем более что сегмент русских торгов не так уж и мал. $25–30 млн — это, конечно, не миллиард, что был освоен только что в Нью-Йорке на торгах модернистов, и не чуть больше миллиарда там же на торгах современным искусством, но тем не менее кое-что. Лондон по-прежнему главная в мире площадка «белых», прозрачных и, что немаловажно, публичных продаж русского искусства. Лондон, а не Москва. И с этим очевидным фактом надо как-то дальше жить.

Ильдар Галеев, издатель, основатель и владелец «Галеев­-галереи». Фото: Ильдар Галеев
Ильдар Галеев, издатель, основатель и владелец «Галеев­-галереи».
Фото: Ильдар Галеев

Здесь, на острове, традиции чтут свято, а сложились они так, что неделю русского искусства всегда открывает аукцион Christie’s. Каждую подборку их торгов определяет участие какой-то крупной, уникальной коллекции. В прошлый раз так было с Сергеем Чехониным и мирискусниками, которых целенаправленно собирал французский подданный Александр Джаншиев. На этот раз выпала честь представить другую, не менее значимую коллекцию. В минувшем году ушла из жизни графиня Нина Зубова, владелица одного из важных собраний русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Сей факт не остался без внимания специалистов аукционного дома, которые смогли предложить наследникам приемлемые условия продажи. Среди предметов из коллекции выделялся настоящий уникум — пастельный портрет Петра Великого, исполненный знаменитым Этьеном Фальконе, автором «Медного всадника», возможно самого популярного исторического памятника в России. Портрет участвовал в распродаже собственности семьи скульптора еще в 1866 году, что отражено в каталоге тех исторических торгов. Рисунок, хотя для Петра Алексеевича и не прижизненный, но для иконографии императора важнейший, был «обречен» на продажу, что и произошло в ходе короткой, но яркой схватки (продан за £15 тыс. при эстимейте £3–5 тыс.).

Николай Фешин. «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо». Продана за £2,3 млн. Фото: Christie’
Николай Фешин. «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо». Продана за £2,3 млн.
Фото: Christie’

Настоящей удачей было получить на аукцион еще одну жемчужину — «Портрет мадемуазель Жирмо» Николая Фешина. Работа датируется 1917-м, годом наивысшей активности художника. Эффектная проработка деталей, богатство палитры и композиционные находки делают это произведение одним из пиковых по мастерству и значению в русском портретном искусстве. Портрет экспонировался и публиковался неоднократно еще в начале 1920-х годов. Он происходит прямо из семьи живописца, что само по себе событие. Цена, достигнутая в ходе торгов, — £2,3 млн лишь подтверждает за Фешиным репутацию одного из важнейших русских художников.

Императорская фарфоровая ваза эпохи Николая I с росписью по мотивам работы Эрнеста Готлиба Боссе. ИФЗ. Продана за £611 тыс. Фото: Christie’
Императорская фарфоровая ваза эпохи Николая I с росписью по мотивам работы Эрнеста Готлиба Боссе. ИФЗ. Продана за £611 тыс.
Фото: Christie’

Интересное произведение в первой, «картиночной» сессии (около 100 лотов) могло бы привлечь внимание любителей жанровой живописи, но — не случилось. А ведь его автор — сам Павел Чистяков, ментор наших ведущих живописцев рубежа XIX–XX веков. Михаил Врубель, Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов, Виктор Васнецов — все из «команды мечты» русского искусства — прошли его университеты. Небольшого формата картина, изображающая французского плейбоя, очевидно небогатого, судя по изодранному исподнему, спешащего на бал, исполнена художником в Париже в 1863-м. Полотен с таким искрометным сюжетом в ту довольно мрачную посткрепостническую эпоху было не так уж много, потому провалившаяся продажа — удивительное свидетельство невнимательности покупателей.

Поистине драматическое противостояние двух претендентов на целомудренное ню Юрия Анненкова начала 1930-х годов несколько оживило довольно вялую на тот

Ваза с супрематической росписью по дизайну Николая Суетина. ГФЗ. £112,5 тыс. при эстимейте £4–6 тыс. Фото: Christie’
Ваза с супрематической росписью по дизайну Николая Суетина. ГФЗ. £112,5 тыс. при эстимейте £4–6 тыс.
Фото: Christie’

момент обстановку торгов. Результат в £420 тыс. превысил нижнюю границу эстимейта аж в шесть раз! Неисповедимость путей русских художников на чужбине уже давно стала нормой. Если бы Анри Матисс и Фернан Леже знали, что в Париже есть такой кинодекоратор средней руки, эмигрант из Ленинграда, который почти через столетие станет с ними вровень по ценам, им тогда, вероятно, следовало как минимум с ним познакомиться.

Традиционно удачной оказалась для Christie’s торговля предметами декоративно-прикладного искусства (около 250 лотов). «Недоборы», случившиеся на старте сессии (например, непроданный Рерих 1918 года с эстимейтом £1,5–2 млн), с лихвой были перекрыты продажей с превышением верхних эстимейтов коллекционных предметов фирмы Фаберже, фарфора и бронзы — тоже из дома графини Зубовой. Как всегда прекрасный бестиарий Фаберже утолил жажду всех нуждающихся в великосветских сувенирах от всемирно известной ювелирной марки. Итоговый результат аукциона — почти £12 млн — внушает оптимизм. На днях, 17 ноября, точно такую же сумму Christie’s выручил на сейле вин в Париже. Если русские покупатели коллекционных картин и предметов сравнялись по объему с поклонниками коллекционного алкоголя, значит, все не так уж и плохо, им есть куда стремиться.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+