18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аукцион русского искусства Christie’s: удачи, провалы и невнимательность покупателей

О результатах первого аукциона в рамках недели русских торгов в Лондоне рассказывает галерист и издатель Ильдар Галеев

Замершие в ожидании Brexit лондонские аукционисты устраивают очередные сеансы игры русских покупателей с русскими же предметами искусства. Несмотря на то что над британо-российскими отношениями тучи нависли всерьез и надолго, англичане не могут отказать в гостеприимстве. Тем более что сегмент русских торгов не так уж и мал. $25–30 млн — это, конечно, не миллиард, что был освоен только что в Нью-Йорке на торгах модернистов, и не чуть больше миллиарда там же на торгах современным искусством, но тем не менее кое-что. Лондон по-прежнему главная в мире площадка «белых», прозрачных и, что немаловажно, публичных продаж русского искусства. Лондон, а не Москва. И с этим очевидным фактом надо как-то дальше жить.

Здесь, на острове, традиции чтут свято, а сложились они так, что неделю русского искусства всегда открывает аукцион Christie’s. Каждую подборку их торгов определяет участие какой-то крупной, уникальной коллекции. В прошлый раз так было с Сергеем Чехониным и мирискусниками, которых целенаправленно собирал французский подданный Александр Джаншиев. На этот раз выпала честь представить другую, не менее значимую коллекцию. В минувшем году ушла из жизни графиня Нина Зубова, владелица одного из важных собраний русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Сей факт не остался без внимания специалистов аукционного дома, которые смогли предложить наследникам приемлемые условия продажи. Среди предметов из коллекции выделялся настоящий уникум — пастельный портрет Петра Великого, исполненный знаменитым Этьеном Фальконе, автором «Медного всадника», возможно самого популярного исторического памятника в России. Портрет участвовал в распродаже собственности семьи скульптора еще в 1866 году, что отражено в каталоге тех исторических торгов. Рисунок, хотя для Петра Алексеевича и не прижизненный, но для иконографии императора важнейший, был «обречен» на продажу, что и произошло в ходе короткой, но яркой схватки (продан за £15 тыс. при эстимейте £3–5 тыс.).

Настоящей удачей было получить на аукцион еще одну жемчужину — «Портрет мадемуазель Жирмо» Николая Фешина. Работа датируется 1917-м, годом наивысшей активности художника. Эффектная проработка деталей, богатство палитры и композиционные находки делают это произведение одним из пиковых по мастерству и значению в русском портретном искусстве. Портрет экспонировался и публиковался неоднократно еще в начале 1920-х годов. Он происходит прямо из семьи живописца, что само по себе событие. Цена, достигнутая в ходе торгов, — £2,3 млн лишь подтверждает за Фешиным репутацию одного из важнейших русских художников.

Интересное произведение в первой, «картиночной» сессии (около 100 лотов) могло бы привлечь внимание любителей жанровой живописи, но — не случилось. А ведь его автор — сам Павел Чистяков, ментор наших ведущих живописцев рубежа XIX–XX веков. Михаил Врубель, Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов, Виктор Васнецов — все из «команды мечты» русского искусства — прошли его университеты. Небольшого формата картина, изображающая французского плейбоя, очевидно небогатого, судя по изодранному исподнему, спешащего на бал, исполнена художником в Париже в 1863-м. Полотен с таким искрометным сюжетом в ту довольно мрачную посткрепостническую эпоху было не так уж много, потому провалившаяся продажа — удивительное свидетельство невнимательности покупателей.

Поистине драматическое противостояние двух претендентов на целомудренное ню Юрия Анненкова начала 1930-х годов несколько оживило довольно вялую на тот

момент обстановку торгов. Результат в £420 тыс. превысил нижнюю границу эстимейта аж в шесть раз! Неисповедимость путей русских художников на чужбине уже давно стала нормой. Если бы Анри Матисс и Фернан Леже знали, что в Париже есть такой кинодекоратор средней руки, эмигрант из Ленинграда, который почти через столетие станет с ними вровень по ценам, им тогда, вероятно, следовало как минимум с ним познакомиться.

Традиционно удачной оказалась для Christie’s торговля предметами декоративно-прикладного искусства (около 250 лотов). «Недоборы», случившиеся на старте сессии (например, непроданный Рерих 1918 года с эстимейтом £1,5–2 млн), с лихвой были перекрыты продажей с превышением верхних эстимейтов коллекционных предметов фирмы Фаберже, фарфора и бронзы — тоже из дома графини Зубовой. Как всегда прекрасный бестиарий Фаберже утолил жажду всех нуждающихся в великосветских сувенирах от всемирно известной ювелирной марки. Итоговый результат аукциона — почти £12 млн — внушает оптимизм. На днях, 17 ноября, точно такую же сумму Christie’s выручил на сейле вин в Париже. Если русские покупатели коллекционных картин и предметов сравнялись по объему с поклонниками коллекционного алкоголя, значит, все не так уж и плохо, им есть куда стремиться.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+