Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский

Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября

Николай Фешин. «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо». Эстимейт £2–3 млн. Фото: Christie’s
Николай Фешин. «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо». Эстимейт £2–3 млн.
Фото: Christie’s

Christie’s привез в Москву небольшой, но тщательно выверенный набор произведений из предстоящего 25 ноября в Лондоне аукциона «Шедевры русского искусства». Четыре полотна и почти три десятка работ фирмы Фаберже создают образ «идеального русского аукциона».

Фешин, Рерих, Айвазовский, Гончарова, Фаберже — этот набор имен более-менее отражает запросы современного коллекционера русского искусства, а конкретные примеры вписываются в разные ценовые рамки, от £5 тыс. до нескольких миллионов.

Николай Рерих. «Ярилины зовы». Эстимейт £1,5–2 млн. Фото: Christie’s
Николай Рерих. «Ярилины зовы». Эстимейт £1,5–2 млн.
Фото: Christie’s

Дороже всего на предстоящих торгах оценена «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» Николая Фешина — £2–3 млн. Портрет демонстрирует смесь психологизма и живописной легкости — первому молодой художник научился в мастерской Ильи Репина, вторую заимствовал у Филиппа Малявина, также учившегося тогда в Академии художеств. «Дама за маникюром» написана в Казани в 1917 году, в годы максимального расцвета творчества Фешина, перед его отъездом в США. Считаные работы этого периода, попавшие на аукционы, неизменно уходили за рекордные суммы продаж.

Иван Айвазовский. «Искья на закате». Эстимейт £300–500 тыс. Фото: Christie’s
Иван Айвазовский. «Искья на закате». Эстимейт £300–500 тыс.
Фото: Christie’s

Большое полотно Николая Рериха «Ярилины зовы» предварительно оценено в £1,5–2 млн. Тема каменного века, эпохи зарождения человеческого стремления к прекрасному, волновала художника в 1910-е годы, когда он создал целый ряд произведений на эту тему — картины и майоликовый фриз для княгини Тенишевой, объединенные сюжетом поклонения солнцу. Полотно написано в 1919 году в Карелии, привлекает монументальными размерами и удивительным трехцветным рассветным небом.

Наталия Гончарова. «Белые пионы». Эстимейт £250–350 тыс. Фото: Christie’s
Наталия Гончарова. «Белые пионы». Эстимейт £250–350 тыс.
Фото: Christie’s

Эстимейты этих работ выглядят очень осторожными — впрочем, это традиция русских аукционов Christie’s и их международного директора Алексея Тизенгаузена. Достаточно вспомнить, что полгода назад в московском офисе Christie’s, где и сейчас проходит выставка, на месте полотна Фешина висел «Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина, который позже при эстимейте £1–1,5 млн был продан с торгов за триумфальные £9,3 млн. Так что ожидать можно чего угодно.

Хотя есть и вещи незыблемые — такие как работы Ивана Айвазовского, которые каждый аукционный дом стремится обязательно включить в состав русских торгов. На сей раз у Christie’s вид «Искья на закате» с эстимейтом £300–500 тыс. В £250–350 тыс. оценены «Белые пионы» Наталии Гончаровой, фигурировавшие на ее выставке в 1913 году под названием «Белые георгины».

Фаберже — подборка изделий фирмы. Фото: Christie’s
Фаберже — подборка изделий фирмы.
Фото: Christie’s

Изделия фирмы Карла Фаберже — неотъемлемая часть русских торгов, они многие десятилетия вызывают интерес и западных, и русских коллекционеров. Интересно, что, когда в 1969 году Christie’s открыл департамент русского искусства в Женеве (в этом году русский отдел отмечает 50-летие), он занимался именно прикладным искусством, а в Лондоне первые торги, посвященные русской живописи, прошли в 1986-м. «Это трудно объяснить, — говорит Алексей Тизенгаузен, — но, когда живопись и прикладное искусство, в частности Фаберже, объединены в одном каталоге, аукцион проходит успешнее. Мы пробовали делить аукционную коллекцию на две книжки — результат получается хуже». Среди самых заметных предметов — два звонка-рыбки из авантюрина, фигурки лягушки и крокодила из нефрита, императорская подарочная брошь и фрейлинский шифр с бриллиантами.

Выставка открыта в московском представительстве Christie’s 8–10 ноября.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+