MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства

Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других

Наталия Гончарова. «Испанка». Фото: MacDougall’
Наталия Гончарова. «Испанка».
Фото: MacDougall’

На пресс-конференции 6 ноября подводили итоги 15-летней деятельности аукционного дома. За отчетный период амбициозной супружеской паре финансистов из лондонского Сити, Уильяму и Катерине Макдугалл, удалось невозможное: MacDougall’s прочно утвердился в тройке лидеров среди аукционов русского искусства в Лондоне, сразу за такими гигантами, как Sotheby’s и Christie’s, а порой и оказываясь между ними по суммарной выручке торгов. В свою очередь, именно Лондон, за счет проходящей там дважды в год «русской недели», считается главным рынком отечественного искусства, намного опережая Нью-Йорк, Женеву и Москву. На пресс-конференции Уильям Макдугалл вполне оптимистично отзывался о том, как Brexit повлияет на британский аукционный бизнес. Среди возможных бонусов он называет отмену права следования (отчислений в пользу автора или его наследников с каждой публичной перепродажи произведения искусства) и налога в 5% на импорт искусства, введенных в Великобритании Европейским союзом. Вообще, команда MacDougall’s намерена и дальше завоевывать глобальный арт-рынок — планируется развивать новое направление, импрессионизма и современного искусства.

Что касается топ-лотов предстоящих русских торгов в Лондоне, то MacDougall’s привез весьма внушительную подборку: «Испанка» Наталии Гончаровой, «Метростроевка» Александра Самохвалова, «На балу» Бориса Григорьева, «Купающиеся мальчики» Кузьмы Петрова-Водкина (его натюрморт летом этого года установил очередной рекорд на Christie’s), «Портрет матери и сестры» Исаака Бродского и многое другое. Правда, московским посетителям выставки не удастся увидеть в оригинале главную сенсацию аукциона — работу Бориса Кустодиева «Осень. Проводы студента» (эстимейт £1,5–2 млн) из собрания знаменитого физика, нобелевского лауреата Петра Капицы, которого с художником связывала тесная дружба.

Однако и без Кустодиева на выставке есть на что посмотреть. Например, «Испанка» Гончаровой, предварительно оцененная немногим дешевле, в £800 тыс. — £1,2 млн. Цикл «испанок» 1910–1930-х годов для художницы знаковый, при этом вещь монументальная, написана на полутораметровом холсте вертикального формата. Работа из частного европейского собрания в 2003 году участвовала в выставке «Русский Париж» в Государственном Русском музее и опубликована в одноименном каталоге.

Кузьма Петров-Водкин. «Купающиеся мальчики». 1921. Фото: MacDougall’
Кузьма Петров-Водкин. «Купающиеся мальчики». 1921.
Фото: MacDougall’

Еще одна значимая работа — «Купающиеся мальчики» Петрова-Водкина, датированная 1921 годом. В картине, выставленной на торги с эстимейтом £500 тыс. — £1 млн, соединены все наиболее узнаваемые элементы творчества художника — «только красного коня не хватает», по выражению Катерины Макдугалл. Написанная в Самарканде во время путешествия Петрова-Водкина по Средней Азии, работа со всей очевидностью отражает его поиски на пути от абстрактного пространства ранних лет к полному цвета и света метафизическому миру «планетарной действительности».

Из крупной американской коллекции Макдугаллам удалось заполучить на торги сразу несколько блестящих образцов русского искусства первой половины ХХ века. Это и невероятно эффектная, сочетающая в себе черты модернизма и античные реминисценции «Метростроевка» Самохвалова (£180–250 тыс.), и написанный в стилистике модерна «Портрет матери и сестры» Бродского (£350–500 тыс.), и две работы Николая Богданова-Бельского, и другие лоты.

Словно в пику конкуренту, аукционному дому Sotheby’s, у которого топ-лотом русских торгов станет абстракция Ивана Клюна из коллекции Георгия Костаки, на MacDougall’s выставлена коллекция из семи графических работ того же мастера русского авангарда, происходящих из собрания внучки художника, Светланы Клюнковой-Соловейчик, и опубликованных в подготовленном ею каталоге-резоне. Жемчужина собрания — киноплакат к фильму «Борьба гигантов» 1920-х годов (£60–90 тыс.). Это едва ли не единственный сохранившийся образец работы Клюна для киноиндустрии.

Михаил Шварцман. «Крепость главы». 1978–1987. Фото: MacDougall’
Михаил Шварцман. «Крепость главы». 1978–1987.
Фото: MacDougall’

Все вышеперечисленное — топ-лоты аукциона классического русского искусства, который состоится в Лондоне 27 ноября. Но в этот раз MacDougall’s проводит еще одни торги в рамках «русской недели» — аукцион современного отечественного искусства 25 ноября. В Москве из этой коллекции представлены два полотна: «Крепость главы» Михаила Шварцмана (£70–90 тыс.) и «Дорога» Олега Васильева (£35–50 тыс.). Кроме того, в усадьбе Зубовых выставлен целый ряд произведений русского искусства, которые можно приобрести частным образом, а не на аукционе.

Выставка открыта 7 и 8 ноября с 12 до 17 часов по адресу: ул. А.Солженицына, д. 9, стр. 1. Вход свободный.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+