18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Аукцион русского искусства Sotheby’s: живописный супрематизм и женские ню против мужских

О результатах и рекордах аукциона Sotheby’s в рамках недели русских торгов в Лондоне рассказывает галерист и издатель Ильдар Галеев

О том, какие лоты русских торгов Sotheby’s главные, можно узнать, взяв аукционный каталог в руки. На его первых страницах и разворотах — картины из стопроцентно продаваемых.

Итак, обложка — Иван Клюн, «Сферический супрематизм», продан за £4,9 млн. Задняя обложка — Борис Григорьев, «Дети», £500 тыс. Форзац — Константин Юон, «Древний град Углич», £1,3 млн. Контртитул — Никанор Чернецов, «Вид Александрии», £225 тыс. Фронтиспис — Юрий Анненков, «Зеленый пейзаж», £225 тыс. Почти все просчитали аукционисты. Досадный промах случился лишь с авантитулом — Михаил Ларионов, «Фруктовый сад»: он не продался. Но это неважно — на аукционе покупать и не обязательно, зато путем простых упражнений можно приобрести теоретические знания об устройстве каталога.

Другой плюс подобных мероприятий — вы никогда не знаете, за что именно вдруг невзначай решат побиться русские покупатели, и это добавляет бодрости в размеренную жизнь зала, наполненного публикой. Той самой публикой, которая всегда над схваткой: наблюдает, но участия в ней не принимает. Все сделки совершаются по таинственным телефонам. В них иногда робко вклиниваются волшебные онлайн-игроки. А процент продаж зрителям в зале ничтожно мал, и как же это отличает русские торги от, скажем, латиноамериканских или европейских, где страсти в зале бушуют! Поэтому вы никогда не увидите в лицо человека, которому вдруг понадобился Зураб Церетели за £70 тыс. или Таир Салахов за £150 тыс. Или вот, скажем, Борис Григорьев, «Портрет виолончелиста», модель которого отдаленно напоминает самого известного музыканта в стране, миллиардера Сергея Ролдугина. Сей графический портрет на бумаге оказался дороже проданного прямо перед ним живописного на холсте, хотя оба созданы примерно в один и тот же период, и обошелся он покупателю в целых £200 тыс., превысив нижний старт более чем в 10 раз.

А еще всегда интересно читать тексты каталогов аукционов. Они расскажут покупателям много чего полезного, за что картину следует полюбить особенно и непременно ее купить. Вот, например, в описании картины Константина Юона мы узнаем, что «левая часть изображения [картины] <...> демонстрирует знание художником последних живописных достижений Кандинского и Явленского». От такого утверждения, пожалуй, придешь в восторг, на радостях и не один миллион выложишь (результат — £1,3 млн). Вот только ведь и не узнаешь, а правда ли Юон был столь горячим поклонником наших достославных мюнхенцев или это банальная дезинформация? Или вот еще в пояснительном тексте к картине Андрея Мыльникова говорится, что автор был учеником Кузьмы Петрова-Водкина. С этим тоже незадача, так как для этого художнику нужно было поступить к Кузьме Сергеевичу в ученики в 13-летнем возрасте. Понятно, что эти тексты от «головокружения от успехов», не своих, конечно, а от петрово-водкинских, с его аукционными рекордами. Но картине Мыльникова, как ни крути, это не помогло — not sold.

Другая отличительная особенность торгов Sotheby’s — спор двух «обнаженок», мужской и женской. Сегодня мужчины взяли внушительный реванш. В этом постарались художники Петр Кончаловский («Портрет Левона Бунатяна»), Владимир Лебедев («Турецкие борцы») и Борис Анисфельд. Вместе они принесли аукциону около миллиона фунтов. А что же девушки? На этот раз за их честь постояли Николай Фешин («Лежащая обнаженная»), Зинаида Серебрякова («Читающая»), Григорий Глюкман и Александр Яковлев. Их совокупный результат составил жалкие £620 тыс. Остались непроданными нагие девушки Григорьева, Поленова, Тихова, Глюкмана и Челищева. Это говорит о стремлении покупателей к нетрадиционным ценностям. Нашему Минкульту следовало бы задуматься о недостатках в воспитании любителей отечественной культуры.

Стоит сказать и о продаже дня — картине Ивана Клюна. Ее привозили в Москву, выставили в Нью-Йорке на предпоказах аукционов модернистов, она известна по многим публикациям и цитатам. Супрематизм у Клюна взвешенный, сбалансированный.

Пожалуй, больше отвечает задачам живописи как таковой, нежели сотворенные его учителем Казимиром Малевичем броские и наглые композиции, ставшие началом начал мирового дизайна и позднее, в 1950-е, живописного минимализма. Клюн показал образец супрематизма не агрессивного, с человеческим лицом. Тончайшие колористические фрагменты обработанных поверхностей холста говорят о том, что он был на пороге нового этапа, так и не доведенного до логического завершения. Свето- и цветомузыка его живописи так и остались неисследованными, робкие попытки заявить о себе у Клюна сохранились в редких образцах его творчества. Один из таких образцов сегодня и ушел к новому владельцу. Несомненно, за него можно только порадоваться.

Общие итоги русских аукционов Sotheby’s: живопись и графика — £14,5 млн, прикладное искусство и изделия Фаберже — £3,6 млн.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+