18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аукцион русского искусства Sotheby’s: живописный супрематизм и женские ню против мужских

О результатах и рекордах аукциона Sotheby’s в рамках недели русских торгов в Лондоне рассказывает галерист и издатель Ильдар Галеев

О том, какие лоты русских торгов Sotheby’s главные, можно узнать, взяв аукционный каталог в руки. На его первых страницах и разворотах — картины из стопроцентно продаваемых.

Итак, обложка — Иван Клюн, «Сферический супрематизм», продан за £4,9 млн. Задняя обложка — Борис Григорьев, «Дети», £500 тыс. Форзац — Константин Юон, «Древний град Углич», £1,3 млн. Контртитул — Никанор Чернецов, «Вид Александрии», £225 тыс. Фронтиспис — Юрий Анненков, «Зеленый пейзаж», £225 тыс. Почти все просчитали аукционисты. Досадный промах случился лишь с авантитулом — Михаил Ларионов, «Фруктовый сад»: он не продался. Но это неважно — на аукционе покупать и не обязательно, зато путем простых упражнений можно приобрести теоретические знания об устройстве каталога.

Другой плюс подобных мероприятий — вы никогда не знаете, за что именно вдруг невзначай решат побиться русские покупатели, и это добавляет бодрости в размеренную жизнь зала, наполненного публикой. Той самой публикой, которая всегда над схваткой: наблюдает, но участия в ней не принимает. Все сделки совершаются по таинственным телефонам. В них иногда робко вклиниваются волшебные онлайн-игроки. А процент продаж зрителям в зале ничтожно мал, и как же это отличает русские торги от, скажем, латиноамериканских или европейских, где страсти в зале бушуют! Поэтому вы никогда не увидите в лицо человека, которому вдруг понадобился Зураб Церетели за £70 тыс. или Таир Салахов за £150 тыс. Или вот, скажем, Борис Григорьев, «Портрет виолончелиста», модель которого отдаленно напоминает самого известного музыканта в стране, миллиардера Сергея Ролдугина. Сей графический портрет на бумаге оказался дороже проданного прямо перед ним живописного на холсте, хотя оба созданы примерно в один и тот же период, и обошелся он покупателю в целых £200 тыс., превысив нижний старт более чем в 10 раз.

А еще всегда интересно читать тексты каталогов аукционов. Они расскажут покупателям много чего полезного, за что картину следует полюбить особенно и непременно ее купить. Вот, например, в описании картины Константина Юона мы узнаем, что «левая часть изображения [картины] <...> демонстрирует знание художником последних живописных достижений Кандинского и Явленского». От такого утверждения, пожалуй, придешь в восторг, на радостях и не один миллион выложишь (результат — £1,3 млн). Вот только ведь и не узнаешь, а правда ли Юон был столь горячим поклонником наших достославных мюнхенцев или это банальная дезинформация? Или вот еще в пояснительном тексте к картине Андрея Мыльникова говорится, что автор был учеником Кузьмы Петрова-Водкина. С этим тоже незадача, так как для этого художнику нужно было поступить к Кузьме Сергеевичу в ученики в 13-летнем возрасте. Понятно, что эти тексты от «головокружения от успехов», не своих, конечно, а от петрово-водкинских, с его аукционными рекордами. Но картине Мыльникова, как ни крути, это не помогло — not sold.

Другая отличительная особенность торгов Sotheby’s — спор двух «обнаженок», мужской и женской. Сегодня мужчины взяли внушительный реванш. В этом постарались художники Петр Кончаловский («Портрет Левона Бунатяна»), Владимир Лебедев («Турецкие борцы») и Борис Анисфельд. Вместе они принесли аукциону около миллиона фунтов. А что же девушки? На этот раз за их честь постояли Николай Фешин («Лежащая обнаженная»), Зинаида Серебрякова («Читающая»), Григорий Глюкман и Александр Яковлев. Их совокупный результат составил жалкие £620 тыс. Остались непроданными нагие девушки Григорьева, Поленова, Тихова, Глюкмана и Челищева. Это говорит о стремлении покупателей к нетрадиционным ценностям. Нашему Минкульту следовало бы задуматься о недостатках в воспитании любителей отечественной культуры.

Стоит сказать и о продаже дня — картине Ивана Клюна. Ее привозили в Москву, выставили в Нью-Йорке на предпоказах аукционов модернистов, она известна по многим публикациям и цитатам. Супрематизм у Клюна взвешенный, сбалансированный.

Пожалуй, больше отвечает задачам живописи как таковой, нежели сотворенные его учителем Казимиром Малевичем броские и наглые композиции, ставшие началом начал мирового дизайна и позднее, в 1950-е, живописного минимализма. Клюн показал образец супрематизма не агрессивного, с человеческим лицом. Тончайшие колористические фрагменты обработанных поверхностей холста говорят о том, что он был на пороге нового этапа, так и не доведенного до логического завершения. Свето- и цветомузыка его живописи так и остались неисследованными, робкие попытки заявить о себе у Клюна сохранились в редких образцах его творчества. Один из таких образцов сегодня и ушел к новому владельцу. Несомненно, за него можно только порадоваться.

Общие итоги русских аукционов Sotheby’s: живопись и графика — £14,5 млн, прикладное искусство и изделия Фаберже — £3,6 млн.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+